Россия и в дальнейшем, во всяком случае – до 2030 года, будет иметь возможность экспортировать углеводороды за рубеж. Спрос на ископаемые виды топлива не иссякнет, несмотря на использование возобновляемых и альтернативных источников энергии и падение потребления энергии на единицу ВВП. Такой вывод следует из недавнего доклада Кристофа Рюля, главного экономиста и вице-президента группы компаний ВР. Он выступил на форуме «Нефтегазовый диалог» в ИМЭМО РАН с изложением прогноза развития мировой энергетики до 2030 года, который был подготовлен аналитиками ВР.
Надо сказать, что подобные прогнозы ВР делает уже не один десяток лет, и, как правило, они подтверждаются. Поэтому этот прогноз заслуживает особого внимания прежде всего со стороны России, поскольку российский бюджет, как известно, напрямую зависит от цены на углеводороды на мировых рынках. Именно длительный период, в течение которого издаются такие прогнозы, и их реалистичность повышают доверие и к нынешнему видению будущего аналитиками британского нефтяного гиганта.
ВР дает раздельный анализ по нефти и по газу, хотя тенденции их потребления похожи. Однако, как говорится, главное кроется в деталях. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), потребление жидких видов топлива будет падать. Напомним, что в эту организацию, созданную в 1948 году, из неевропейских стран и нечленов ЕС кроме США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Израиля, Турции входят Мексика, Чили, Япония и Южная Корея. Другими словами, в основном – промышленно развитые страны. На долю этих государств сейчас приходится более 60% мирового ВВП.
И, напротив, в Китае и в других государствах Азии спрос на нефть будет расти достаточно бурными темпами. Увеличение потребления нефти касается также Ближневосточного региона и Южной и Центральной Америки. В США к 2030 году прогнозируется стагнация спроса на нефть. Главными потребителями жидкого топлива как в странах ОЭСР, так и в странах, не входящих в ОЭСР, останутся транспорт и промышленность.
Таким образом, эксперты ВР не разделяют довольно распространенного мнения о «революции электромобилей». Электроэнергия, газ и биотопливо будут играть для транспорта, считают эксперты ВР, скорее второстепенную роль, прежде всего в США и в Азии. Разумеется, это будет сопровождаться повышением экономичности двигателей и снижением потребления топлива автотранспортом, особенно в Европе, в среднем до 4 литров на 100 км пути. Но появления новых технологий, которые существенно снизят потребление нефти, ВР не ожидает.
Основным же потребителем жидкого топлива в мире останется и в 2030 году Китай. Причем основная доля этого потребления будет приходиться на транспорт. Но китайская экономика все больше начинает развивать нефтехимию, и со временем она станет главным потребителем жидких углеводородов.
Предложение жидких видов топлива будет следовать в первую очередь от стран ОПЕК. Однако эксперты ВР предлагают не забывать при этом и Бразилию с ее производством биотоплива, и государства бывшего СССР, в том числе Россию. Все более важным становится газовый конденсат, будут увеличиваться поставки жидких углеводородов за счет нефтеносных песков. К 2030 году доли России и Саудовской Аравии в поставках нефти сравняются.
Логика потребления углеводородов такова, что в мире постоянно происходит процесс замещения одного вида топлива другим. Как когда-то уголь был вытеснен нефтью, так и теперь наблюдается замещение жидких углеводородов газом.
Аналитики полагают, что рост добычи и потребления газа замедляются. Если рост добычи в период до 2010 года составлял 2,4% в год, то в последующий период он скорее всего не превысит 2,1% в год. Однако рост газового спроса будет происходить за счет стран, не входящих в ОЭСР. Конечно, следует считаться с тем, что газ из «нетрадиционных» источников будет играть все возрастающую роль. Источники поставки газа по регионам различны: в Северной Америке к 2030 году – это в основном сланцевый газ и угольный метан, в несколько меньшей степени – традиционный газ. Европа будет ориентироваться на трубопроводный газ, который в 2030 году займет среди источников газа почти 50%, на СПГ, на традиционный газ и в гораздо меньшей степени – на сланцевый газ и угольный метан. Что касается Китая, то значительную долю среди его источников будет занимать традиционный газ, а на трубопроводный, сланцевый и СПГ будут приходиться равные доли – примерно по 10%. Определенную роль будет играть и синтетический газ из угля.
Этот анализ свидетельствует, на мой взгляд, о правильной стратегии трубопроводной борьбы «Газпрома» за европейский рынок и за китайское направление. Вместе с тем то обстоятельство, что торговля СПГ растет в два раза быстрее, чем мировая добыча газа, говорит в пользу необходимости скорейшего строительства заводов по сжижению газа. Ведь основными направлениями экспорта СПГ, согласно экспертам ВР, станут тихоокеанский и атлантический бассейны.
Для меня еще важно было отметить, что у России имеется временной лаг примерно в 20 лет. За эти годы надо успеть модернизировать свою экономику и перевести ее на инновационные рельсы, став экспортером не сырья, а готовой продукции. Сумеют ли руководители страны воспользоваться подобной передышкой – покажет будущее.