Александр Бортников поделился с Думой секретной информацией.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В полностью закрытом режиме прошел вчера в Госдуме правительственный час по теме борьбы с терроризмом. Несмотря на требование оппозиции представить такую программу публично, руководители силовых структур предпочли говорить за запертыми дверями. Хотя, как обычно, особо секретной информации произнесено и не было. Если, конечно, не считать фамилий наказанных сотрудников и неких данных об общем состоянии террористического подполья.
Как обещают единороссы, по итогам вчерашнего заседания в скором времени будет принято постановление. Пока же стало известно – спецслужбы дали зарок вместе с традиционными контртеррористическими методами активно применять и некие меры идеологического противостояния терроризму.
Сразу после теракта в аэропорту «Домодедово» в российском парламенте раздались требования призвать руководство спецслужб к отчету. Инициировала это дело оппозиция, но и партия власти решила от этого не отказываться. И вот вчера на Охотный Ряд прибыли директор ФСБ Александр Бортников, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, генеральный прокурор Юрий Чайка и министр транспорта Игорь Левитин.
С основным докладом (на 20 минут) выступил главный чекист страны. Бортников, как сообщили участники закрытого заседания, недаром с самого начала настаивал на закрытом режиме. Потому что именно в его речи и прозвучали определенного рода секреты. Депутаты, конечно, подробностей сообщать СМИ не стали. Но из их рассказов стало понятно, что директор ФСБ все-таки посвятил их в детали того, что его спецслужба знает о террористических сетях и ячейках, их связях друг с другом, определенной частью исламского духовенства и зарубежными спонсорами и вдохновителями. Кроме того, им вчера вроде бы были названы имена сотрудников московского Управления ФСБ, наказанных за домодедовский взрыв. «От 5 до 10», – как уточнил вчера председатель комитета ГД по безопасности Владимир Васильев, наотрез отказавшись назвать хотя бы должность кого-либо.
Вокруг закрытого статуса думской дискуссии вчера возник политический скандал. С самого утра оппозиционные фракции стали настаивать на том, что не дело скрывать от общества факты противодействия силовых структур терроризму и их планы по укреплению безопасности страны. И КПРФ, и ЛДПР, и «Справедливая Россия» потребовали сделать доклады и дискуссию открытыми. Зампред фракции СР Геннадий Гудков обратил внимание на то, что только силовикам и примкнувшему к ним главе Минтранса не следует отчитываться за все правительство. А ведь именно на нем во многом и лежит вина за создание социально-экономических условий, подталкивающих молодежь к радикализации. Коммунисты подхватили тему, выступив с предложением немедленно вызвать в ГД гражданина Владимира Путина. Спикер нижней палаты Борис Грызлов в ответ обозвал тем же словом секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова и поставил его инициативу на голосование. Которая провалилась – как и просьбы открыть заседание.
Борис Грызлов напомнил собравшимся, что накануне на Совете ГД все фракции солидарно поддержали секретный режим, тем самым намекнув, что мнение изменилось исключительно по политическим соображениям. Кстати, Геннадий Гудков признался, что их представитель действительно не возражал. А координатор фракции КПРФ Сергей Решульский объяснил «НГ» более подробно, как была устроена процедура принятия понедельничного решения. По его словам, никто не выступал против по простой причине: «Бортников с самого начала требовал закрытого заседания, то есть после его выступления надо было делать перерыв, а потом начинать правительственный час заново – в общем, все поняли, что провести толком его не удастся». То есть, заметил Решульский, пришлось выбирать: либо более или менее нормальный разговор, но за закрытыми дверями, либо бессмысленное в итоге мероприятие.
Единороссы вчера тоже воспользовались информповодом для того, чтобы напомнить о своих антитеррористических идеях. Депутат Владимир Мединский призвал вернуться к продажам мобильных телефонов с обязательной регистрацией покупателя. Он же попутно обвинил коммунистов в том, что они все больше впадают в экстремизм, от которого и до терроризма недалеко.
Впрочем, пока террористов больше связывают с определенной частью мусульманского духовенства. Вчера в Госдуме силовики клялись, что внимание государства к ситуации в исламском сообществе России будет значительно усилено. Мол, «учить исламу молодежь надо прежде всего в нашей стране». Однако здесь тоже все не просто. Недаром вчера депутат из ЕР Андрей Назаров спросил силовиков о Башкирии, где некоторые учебные центры не раз отмечались как места, откуда выходят радикалы. Вопрос прозвучал особенно громко на фоне вчера же появившейся информации о том, что в этой республике разгромлен очередной «джамаат». Напомним, что 11 февраля в Уфе под председательством президента Дмитрия Медведева пройдет заседание президиума Госсовета – как раз на тему идейного противодействия радикализму всех мастей и национальностей.
Под конец вчерашнего дня стало известно, что клятва думцев хранить вечно те немногие тайны, в которые их посвятили силовики, оказалась совершенно напрасной. Потому что не успело закончиться заседание ГД, как ФСБ разослало по информагентствам пресс-релиз. В котором названы имена всех наказанных на теракт в «Домодедово». Уволены двое чекистов – замначальника Управления «Т» Службы экономической безопасности (СЭБ) полковник В.Г.Аладин, начальник подразделения Управления «Т» СЭБ подполковник А.Н.Свешников. О неполном служебном соответствии предупрежден заместитель руководителя СЭБ – начальник Управления «Т» генерал-лейтенант С.М.Чернышев. А строгий выговор объявлен первому заместителю начальника Управления «Т» СЭБ генерал-майору И.Р.Тямушкину.
Да и имена задержанных по подозрению в проведении и организации теракта тоже выплыли наружу. Депутатам сообщили их под большим секретом, хотя в это время по лентам – явно в результате утечки из следственных органов – уже вовсю гуляли имена жителей Ингушетии Адама Ганижева и Ислама Евлоева.