Борис Грызлов ищет смену нынешним депутатам.
Фото Reuters
На этой неделе в Госдуме продолжится модернизация фракции «Единой России». Очередные двое ее депутатов досрочно слагают полномочия в связи с переходом на другую работу. За последние несколько месяцев более полдесятка избранных в 2007 году единороссов решили, что депутатство не для них. Коллеги из других фракций высказывают им сочувствие – тяжело четыре года подряд бездумно нажимать кнопки. А источники в ЕР указывают: уходят те, кому сказали, что в списках будущего созыва их не будет.
На сегодняшнем заседании Госдумы примут сразу два кадровых решения. Досрочно прекращаются депутатские полномочия двух членов фракции «Единой России». Зампред комитета по делам Федерации и региональной политике Гульнара Сергеева сдает мандат, чтобы стать начальником управления Минюста РФ по Республике Татарстан.
А еще один единоросс – депутат Владимир Марков – уходит в «Газпром». Причем на не слишком высокую должность. Как написал этот думец в заявлении на имя спикера нижней палаты Бориса Грызлова, он должен стать замдиректора департамента по связям с государственными органами власти. Таким образом, вместе с этими двумя за последние полгода ряды думского большинства покинут восемь человек.
Например, осенью прошлого года из ГД ушел депутат Юрий Зеленский. Он выбрал для себя работу в Центробанке. В роли начальника Главного управления по Саратовской области. А единоросс Василий Копылов, ушедший тогда же, стал замминистра сельского хозяйства РФ. Коллеги и в родной фракции, да и в оппозиционных им по-хорошему завидовали. Еще бы, люди получили ответственные посты. Единичные замены во фракции партии власти тогда выглядели случайными. Но чем ближе федеральные выборы, тем такие случайности происходят все чаще. И вот зимой этого года начинается настоящий «ЕдРопад».
Если посмотреть должности, на которые уходят депутаты, то нетрудно заметить, что получить место в исполнительной власти или даже в какой-нибудь госкомпании для них предпочтительнее.
Скажем, депутат ЕР от Башкирии Эрнст Исаев в самом конце прошлого года получил должность республиканского вице-премьера и министра сельского хозяйства. И тут же с удовольствием покинул Госдуму. Возник, правда, скандал вокруг его преемника.
Потому что занять опустевшее кресло на Охотном Ряду вознамерился бывший башкирский президент Муртаза Рахимов. Кремль тогда был вынужден выразить действующему президенту Башкортостана твердое неудовольствие, и отставник остался на месте. В январе еще один единоросс – воронежский депутат Николай Ольшанский – ушел из ГД. Потому что был избран муниципальным депутатом.
Как оказалось, Ольшанский в конечном счете ушел из Думы не слишком далеко – в сенаторы от того же региона. Вроде бы поменял шило на мыло, но видно, что для думцев из партии власти и это хорошо. Сидящий в верхней палате законодатель, как известно, сам себе хозяин. Исключением из общей тенденции, конечно, можно считать члена фракции ЕР Валерия Корнилова, который ушел из депутатов по семейным обстоятельствам, а не на более или менее приличную должность.
Впрочем, быстро выяснилось, что обстоятельства его все-таки были не семейные, а партийные. Нижегородские единороссы просто отказались выдвигать действующего мэра Вадима Булавинова на очередной срок, откупившись от него депутатским мандатом. Который и было приказано освободить Корнилову.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов отметил, что все эти факты свидетельствуют об одном – депутатский статус единороссы оценивают крайне низко. Впрочем, он даже как бы посочувствовал им – мол, тяжело все время бездумно нажимать кнопки: «И так год за годом, в конце концов начиная понимать, что ты что-то делаешь неправильно, но ничего не можешь изменить. Несмотря даже на постоянные насмешки коллег из оппозиционных фракций и на усиливающиеся проклятья избирателей». Источник «НГ» в партии власти указал, что сейчас из ГД уходят самые мудрые и дальновидные единороссы. «За то, что они не упорствуют, им подбирают приличные должности. Тем, которые будут вычеркиваться ближе к выборам, таких мест может и не достаться».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин так прокомментировал ситуацию: «Зачем люди идут в ЕР? Это бизнесмены, которые идут развивать личный бизнес. В сегодняшнем составе ГД много бывших честных чиновников. Ими заткнули дырки в списках. А в регионах за последние четыре года, несмотря на кризис, бизнес развивался неплохо. Там выросло целое поколение представителей среднего бизнеса. Идет массовое обновление кадров ЕР. У молодых бизнесменов четко фиксируется позиция: «Мне безразлично, кто будет наверху – модернизация, завинчивание гаек, либерализация... Мне бизнес нужно развивать, а без коррупционных связей на высшем уровне я ничего не могу. Вы построили такую систему, я ее принимаю».
Будущие депутаты понимают, что большинство парламентариев от ЕР не имели ни малейшей возможности себя проявить, указывает собеседник «НГ»: «Во-первых, их набирают по принципу серости. Список людей, имеющих право встречаться с журналистами, крайне ограничен. И, если не ошибаюсь, все эти списки утверждаются в администрации президента. Не один мой знакомый единоросс с гордостью говорил, что попал в список, который утверждается лично начальником.
Имелся в виду не Грызлов, а непосредственный руководитель партии: «Мне разрешают встречаться с журналистами!» Ситуация такова, что люди не могли не только написать законопроект или выступить где-то с речью, но даже выступить в прениях в самой Государственной Думе они не могли. Соответственно они не могли проявить себя. Грубо говоря, если бы сегодня членом ЕР был какой-нибудь Собчак, это были бы его личные проблемы: никто бы не узнал, что он такой громкий, яркий и машущий руками».
К тому же, отмечает Делягин, «людей допекли»: «Я сидел у одного своего товарища в Госдуме в кабинете, и при мне к нему пришли два единоросса, которые плакались, как им плохо: мол, мы тебе завидуем, у вас все начальство – плохие люди, и ваша партия – полный отстой, но все равно она лучше, чем наша...»