На имя Рашида Нургалиева в прошлом году поступило более 50 тысяч жалоб.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Со вчерашнего дня во всех субъектах РФ заработали общественные приемные МВД. Специально создавать их, правда, не пришлось. Просто те общественные советы, которые существуют при каждом региональном УВД, теперь будут обязаны проводить прием граждан на регулярной основе. И собирать претензии к деятельности пока еще милиции, а уже через месяц – полиции.
Общественные приемные – это часть программы по реформированию МВД. Так же, как и создание в его структуре департамента информационных технологий. Правда, вот на официальном интернет-сайте МВД несколько дней назад произошли такие изменения, которые в принципе не хотелось бы считать результатом реформы. Например, на нем теперь нет возможности посмотреть проекты нормативных актов, разработанных МВД.
До сегодняшнего дня сеть приемных работала в тестовом режиме в 22 субъектах РФ. На совещании по работе с обращениями граждан, которое состоялось 20 января, министр внутренних дел Рашид Нургалиев объявил, что опыт признан положительным. Приемные открываются повсеместно. В них станут по графику дежурить члены ОС при УВД.
«Это не только повысит контролирующую функцию самих советов, но и создаст дополнительное взаимодействие органов внутренних дел с гражданами», – заявил тогда глава МВД. По его словам, все это является составной частью реформирования этих самых органов. Недаром, заметил Нургалиев, в проходящем сейчас последние стадии принятия законопроекте о полиции записаны меры по повышению прозрачности и открытости правоохранительных структур. В том числе и через систему общественных советов. Кстати, их полномочия сразу же после вступления в силу закона о полиции, пообещал он, будут скорректированы в сторону дальнейшего усиления.
Вчера информационные сайты действительно были просто забиты сообщениями об открытии общественной приемной то в одном, то в другом регионе страны. Некоторые из них провели прием граждан уже вчера, некоторые должны были сделать это на днях. Пока у всех них графики работы самые разнообразные. Скажем, в Ростове планируют принимать жалобы раз в месяц. В Воронеже и Кабардино-Балкарии – каждый вторник, в Кировской области – два раза в месяц. В Москве же приемная ОС при ГУВД работает четыре раза в неделю, причем в различных местах города. В столичном совете состоят люди, известные и на федеральном уровне, – к примеру, главные редактора некоторых ведущих газет и радиостанций, представители федеральных каналов. Или, например, глава правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина, которая, кстати, значится и в ОС при МВД.
Но вот в другом регионе – Саратове – общественная приемная тоже работает в экспериментальном режиме уже давно. Однако, как указывает один из местных сайтов, за весь прошлый год туда поступили лишь три обращения. Да и то связанных с работой самого общественного совета. Между тем в приемную руководителя областного УВД ежедневно обращаются не менее 10 человек. Кстати, сам Нургалиев на совещании 20 января тоже не стал конкретизировать, в чем же состоит положительность опыта приемных при общественных советах. И не назвал, в частности, какое количество граждан обработали те из них, которые уже действовали в 22 регионах. Зато на имя самого министра в 2010 году поступило более 50 тыс. жалоб и предложений и почти пятая часть – через Интернет. А один из членов ОС при МВД рассказал «НГ», что их пребывание в нем во многом чисто представительское. Скажем, последнее заседание ОС состоялось в июне прошлого года, а о дате очередного пока никого не уведомили.
Еще одним направлением в реформировании МВД считается широкое внедрение в его деятельность современных информационно-коммуникационных технологий. То есть превращение этой силовой структуры в часть так называемого электронного правительства. Для этого в МВД на днях был создан специальный департамент информационных технологий, связи и защиты информации. Указом президента от 26 января его руководителем назначен генерал-лейтенант Михаил Тюркин. Ранее он занимал должность первого заместителя директора Федеральной миграционной службы. И прославился там именно как внедритель современных методов работы с населением. «Сокращая численность сотрудников внутренних дел, необходимо повысить их профессиональный уровень, внедрить новые стандарты работы с гражданами, сократить сроки бюрократических процедур и повысить эффективность работы.
Планируется постепенный переход на предоставление государственных услуг подразделениями МВД России в электронном виде, создание единого информационного пространства органов внутренних дел, а также обеспечение и подержание информационной безопасности», – говорится в пресс-релизе на официальном сайте ведомства. Новый департамент там же называется ни много ни мало ключевым.
Наверное, это случайное совпадение, но именно с момента появления этого департамента обновился и сам сайт МВД. К сожалению, это обновление вызывает много вопросов. Интернет-страница, конечно, стала более красивой. Она выполнена, как и сайты многих других органов власти, в цветах государственного флага. На новом сайте МВД появились электронные формы для обращения с различными заявлениями. Но почему-то нет положенной по закону об антикоррупционной экспертизе нормативных актов рубрики, в которой ведомства должны представлять на суд общественности результаты своего правового творчества.
И это совпадение, естественно, тоже совершенно случайное, произошло в тот момент, когда МВД должно готовить ряд документов, связанных с переименованием милиции в полицию. Да хотя бы тот же самый закон о социальном пакете, гарантированном каждому полицейскому. Или проект положения о переаттестации милиционеров и т.д. и т.п. Получается, что общественность ознакомиться с ними заранее не сможет никак.