Митрополит Лавр и Патриарх Алексий II формально объединили Церкви.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Важнейшим событием уходящего десятилетия в религиозной жизни России стало завершение открытого конфликта между двумя важнейшими организациями русского православия – Московского Патриархата и Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). 17 мая 2007 года в московском храме Христа Спасителя в присутствии президента России Владимира Путина главы двух Церквей – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) – подписали «Акт о каноническом общении», первый пункт которого утверждал, что «Русская православная церковь заграницей┘ пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви».
Процесс объединения двух Церквей, на протяжении многих десятилетий отрицавших даже каноничность существования друг друга, был нелегким. Еще в 1990 году, когда иерархи Зарубежной церкви начали посещать Россию и открывать здесь свои приходы, они предполагали, что в ближайшие годы большинство православного духовенства и прихожан просто перейдет к ним от «скомпрометировавшего себя сотрудничеством с богоборческой властью» Московского Патриархата. Однако эти надежды оказались призрачными. В 2006 году на IV Всезарубежном Соборе Зарубежная церковь вынуждена была признать, что в ее юрисдикции в России находится всего 18 приходов. Многие из представителей русского духовенства, перешедшие в начале 90-х годов под омофор Джорданвилля, оказались, по словам архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта), попросту авантюристами, вскоре ушедшими из РПЦЗ и создавшими свои собственные «Церкви» и «иерархию».
Не все священнослужители и прихожане РПЦЗ оказались готовы принять объединение с Москвой. В открытый раскол накануне и после подписания «Акта о каноническом общении» ушли митрополит Виталий (Устинов) и епископ Агафангел (Пашковский), создавшие РПЦЗ своих собственных юрисдикций. Ряд периферийных приходов зарубежников перешел к неканоничному объединению Православных старостильных церквей Греции.
Однако вопрос о том, насколько реальным и искренним оказалось на деле объединение двух ветвей Православной церкви, остается открытым и время от времени переходит в конфликтную плоскость. Разница не в богословской или обрядной традиции, а в политической оценке советской истории. Для РПЦЗ казаки-красновцы и власовцы, воевавшие в годы Великой Отечественной (обычно называемой в эмиграции «советско-германской») войны на стороне немцев, – герои, борцы с большевизмом, а не предатели родины. Епископы и священники РПЦЗ, даже принявшие объединение с РПЦ, освящают мемориалы в честь подобных деятелей и совершают панихиды в их память, от чего духовенство Московского Патриархата чаще всего уклоняется.