Первое десятилетие ХХI века – десятилетие войн. От антитеррористических (вторая чеченская кампания и операция США и НАТО против «Аль-Каиды» и «Талибана» в Афганистане) до локальных (вторжение США и их союзников в саддамовский Ирак и операция по принуждению к миру грузинского агрессора, которую вела Российская армия в Южной Осетии). Что они продемонстрировали?
Во-первых, то, что успеха в бою можно добиться только с применением высокоточного оружия и сетецентрических систем автоматического управления войсками. Во-вторых, что в любых тактических, оперативно-тактических, а тем более в стратегических операциях – на суше, на море и в воздухе – должны участвовать в интеграционной связке все виды вооруженных сил и все рода войск – сухопутные войска, авиация, флот, ВДВ, космические и ракетные системы. Причем под единым управлением и под постоянным контролем поля боя разведывательно-ударных средств.
Как выяснилось в ходе этих войн и конфликтов, особенно во время пятидневной войны на Кавказе, российские войска к таким вызовам не готовы. Несмотря на всю свою мощь, включающую крупнейший в мире потенциал стратегических ядерных сил, они не способны вести бой с применением современных систем обеспечения боевых действий – разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, навигации, целеуказания, беспилотных летательных аппаратов и систем автоматического управления войсками. Ставка в них, как и в прошлые советские годы, делается не на технику, а на мужество, самоотверженность и боевое мастерство солдата и офицера. Что, естественно, приводит к гораздо большим, чем в западных армиях, людским потерям.
Требование проведения коренной реформы Российской армии после августа 2008 года наконец-то перешло от многочисленных слов, которые были произнесены с самых высоких трибун все начальные годы первого десятилетия ХХI века, к конкретным делам. Команда нынешнего, по-настоящему гражданского министра обороны Анатолия Сердюкова получила от президента и премьера карт-бланш на придание армии и флоту «нового, перспективного облика».
За последние годы ею было сделано очень многое. Созданы четыре объединенных стратегических командования – «Запад», «Центр», «Юг» и «Восток», которые интегрировали в себя все войска, расположенные на их территории, включая авиацию, флот, ПВО и ВДВ. В подчинении Генштаба остались только стратегические ракетчики и Космические войска, которым тоже предстоят преобразования в войска Воздушно-космической обороны. Ликвидированы кадрированные части и соединения. Создана трехуровневая система управления – от военного округа к армии, а от нее к бригаде. Ликвидированы громоздкие и неповоротливые мотострелковые и танковые дивизии. Вместо них создано 90 мобильных бригад постоянной боевой готовности. Срок службы солдата по призыву составил один год. Почти вдвое сокращен офицерский состав – вместо 350 тыс. офицеров в строю должны остаться только 150 тыс. Упразднен институт прапорщиков и мичманов. Начата подготовка профессиональных сержантов со среднеспециальным образованием. Идет перестройка системы военных вузов, проводятся другие мероприятия. Намечено в том числе и резкое повышение (с января 2012 года) денежного содержания военнослужащих. Лейтенант, командир взвода должен получать 50 и более тысяч рублей вместо нынешних 14 тыс.
Эта реформа имеет сторонников и противников – как в войсках, так и в обществе. Главная проблема в том, что она ломает судьбы тысяч людей, которые, как говорят, не вписались в новый облик и вынуждены расстаться с армией, не получив при этом положенного по закону жилья. Правительство и военное ведомство лихорадочно пытаются решить эту застарелую проблему. Обещая закрыть ее то к концу 2010 года, то теперь к концу 2012-го. Но без крыши над головой до сих пор около 90 тыс. офицерских семей. Есть и проблемы с созданием и закупкой новой боевой техники, которые намечено решить к 2020 году.