0
1682
Газета Политика Интернет-версия

26.01.2011 00:00:00

Излишних мер предосторожности не бывает

Тэги: аэропорт, безопасность, терроризм


Теракт в «Домодедово» вызвал большой резонанс в среде экспертов по безопасности. Американские и израильские специалисты признают: невозможно на 100% гарантировать, что подобная атака не произойдет в другом аэропорту. Их главный совет – расширять периметр безопасности и проявлять максимальную бдительность.

Аэропорт Бен-Гуриона в Тель-Авиве часто приводится как пример «невыносимо навязчивого» подхода к безопасности. В прошлом году я сам в этом убедился. Сейчас, после теракта в «Домодедово», начинаешь понимать, что, возможно, не существует такой вещи, как чрезмерная безопасность.

Еще по дороге в аэропорт Бен-Гуриона автомобиль, в котором едет пассажир или встречающий, останавливают. Следующая линия «эшелонированной обороны» – вход в здание аэровокзала. Утверждают, что уже в этот момент желающего пройти внутрь оценивает не одна пара глаз. Сотрудник службы безопасности (СБ) в обязательном порядке спрашивает паспорт, цель пребывания в Израиле, место проживания, направление вылета┘ Проходишь через рамку металлодетектора, а багаж проезжает через рентген. В холле тут же попадаешь в поле зрения других сотрудников СБ. Разительное отличие от московских аэропортов, где, как правило, создается впечатление, что рамки металлодетекторов на входе стоят только для вида, а рентгеновские аппараты то ли выключены, то ли не работают.

Сравнивать дальнейшие процедуры для вылетающих пассажиров в Москве и Тель-Авиве вряд ли имеет смысл: израильтяне по меньшей мере раз пять просят предъявить паспорт и облазят весь багаж (а затем дважды – ручную кладь), делая экспресс-анализ на следы взрывчатки. Там параноидальное отношение к этому. Один из бывших послов Израиля рассказывал мне, как готовился визит в Москву тогдашнего премьера Израиля Ариэля Шарона. По словам дипломата, российские спецслужбы якобы убеждали израильских коллег, что в столицу не провезти и 10 килограммов тротила, а через некоторое время случилась Дубровка┘

Бывший начальник СБ аэропорта Бен-Гуриона Рафи Рон, который сейчас помогает обеспечивать безопасность в американских воздушных гаванях, уверен: сотни людей, скапливающихся в зоне ожидания международных прилетов, за периметром безопасности в аэропорту имени Даллеса (Вашингтон), также могли бы стать жертвами террориста со взрывчаткой, затерявшегося в толпе. «Это становится очень привлекательной целью. Атака в Москве должна привлечь внимание к необходимости усиления мер безопасности в этой зоне», – считает Рон.

Тем временем, по свидетельству Washington Post, вчера в трех основных аэропортах Вашингтонского региона не корректировали мер безопасности.

Рафи Рон предлагает задуматься и над изменением дизайна аэропортов: стеклянные осколки, разлетающиеся от взрывной волны, – это те же поражающие элементы. Тот факт, что мощности взрыва скорее всего не хватит, чтобы снести крышу, лишь умножит этот поражающий эффект в замкнутом помещении.

На необходимость переосмыслить распределение ресурсов на обеспечение авиабезопасности указывает и другой специалист, бывший сотрудник военной разведки США Ричард Блум. «Почему такого, что произошло в Москве, не случалось раньше – это уместный вопрос. Это показывает, как легко совершить такое, особенно если есть бомбист-смертник», – заявляет Блум. Известно, что американцы стараются контролировать ситуацию и в менее чувствительных местах – до прохождения досмотра, а именно – в зоне получения багажа, покупки билетов, на парковке. «Чем дальше от контролируемой зоны, тем хуже качество и количество безопасности», – сетует Блум.

Кроме того, американцы рассматривают сейчас целесообразность и эффективность другой меры, к которой уже активно прибегает Управление транспортной безопасности США. Это ведомство направляет 3 тыс. офицеров – специалистов по поведенческим особенностям – в 161 из 450 коммерческих аэропортов страны. Эти люди в штатском должны смешаться с толпой и ненавязчиво наблюдать за остальными, выявляя подозрительных личностей.

Газета New York Times полагает, что такой подход мог бы помочь отреагировать на угрозы, подобные тем, которые реализовались в «Домодедово». Ведь известно, что наиболее эффективное оружие против смертника – как можно раньше выявить его и остановить до того, как он окажется в зоне большого скопления людей.

Между тем, как ожидается, вслед за терактом в Москве европарламентарии потребуют на этой неделе провести независимый анализ мер по борьбе с терроризмом в Европе.

Очевидно, что свести вероятность теракта к нулю вряд ли возможно. Усовершенствование технических средств, усиление контроля на транспорте и повышение бдительности, безусловно, необходимы для борьбы с террором. Однако это лишь часть решения. Сложно не согласиться с аналитиком консалтинговой компании Global Insight Лилит Геворгян (Лондон), которая указала в комментарии для «НГ» на «отсутствие четкой стратегии по решению главенствующих проблем беззакония, бедности и коррупции, которые изначально подпитывают терроризм».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1827
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1554
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1350
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
983

Другие новости