Теракт в «Домодедово» вызвал большой резонанс в среде экспертов по безопасности. Американские и израильские специалисты признают: невозможно на 100% гарантировать, что подобная атака не произойдет в другом аэропорту. Их главный совет – расширять периметр безопасности и проявлять максимальную бдительность.
Аэропорт Бен-Гуриона в Тель-Авиве часто приводится как пример «невыносимо навязчивого» подхода к безопасности. В прошлом году я сам в этом убедился. Сейчас, после теракта в «Домодедово», начинаешь понимать, что, возможно, не существует такой вещи, как чрезмерная безопасность.
Еще по дороге в аэропорт Бен-Гуриона автомобиль, в котором едет пассажир или встречающий, останавливают. Следующая линия «эшелонированной обороны» – вход в здание аэровокзала. Утверждают, что уже в этот момент желающего пройти внутрь оценивает не одна пара глаз. Сотрудник службы безопасности (СБ) в обязательном порядке спрашивает паспорт, цель пребывания в Израиле, место проживания, направление вылета┘ Проходишь через рамку металлодетектора, а багаж проезжает через рентген. В холле тут же попадаешь в поле зрения других сотрудников СБ. Разительное отличие от московских аэропортов, где, как правило, создается впечатление, что рамки металлодетекторов на входе стоят только для вида, а рентгеновские аппараты то ли выключены, то ли не работают.
Сравнивать дальнейшие процедуры для вылетающих пассажиров в Москве и Тель-Авиве вряд ли имеет смысл: израильтяне по меньшей мере раз пять просят предъявить паспорт и облазят весь багаж (а затем дважды – ручную кладь), делая экспресс-анализ на следы взрывчатки. Там параноидальное отношение к этому. Один из бывших послов Израиля рассказывал мне, как готовился визит в Москву тогдашнего премьера Израиля Ариэля Шарона. По словам дипломата, российские спецслужбы якобы убеждали израильских коллег, что в столицу не провезти и 10 килограммов тротила, а через некоторое время случилась Дубровка┘
Бывший начальник СБ аэропорта Бен-Гуриона Рафи Рон, который сейчас помогает обеспечивать безопасность в американских воздушных гаванях, уверен: сотни людей, скапливающихся в зоне ожидания международных прилетов, за периметром безопасности в аэропорту имени Даллеса (Вашингтон), также могли бы стать жертвами террориста со взрывчаткой, затерявшегося в толпе. «Это становится очень привлекательной целью. Атака в Москве должна привлечь внимание к необходимости усиления мер безопасности в этой зоне», – считает Рон.
Тем временем, по свидетельству Washington Post, вчера в трех основных аэропортах Вашингтонского региона не корректировали мер безопасности.
Рафи Рон предлагает задуматься и над изменением дизайна аэропортов: стеклянные осколки, разлетающиеся от взрывной волны, – это те же поражающие элементы. Тот факт, что мощности взрыва скорее всего не хватит, чтобы снести крышу, лишь умножит этот поражающий эффект в замкнутом помещении.
На необходимость переосмыслить распределение ресурсов на обеспечение авиабезопасности указывает и другой специалист, бывший сотрудник военной разведки США Ричард Блум. «Почему такого, что произошло в Москве, не случалось раньше – это уместный вопрос. Это показывает, как легко совершить такое, особенно если есть бомбист-смертник», – заявляет Блум. Известно, что американцы стараются контролировать ситуацию и в менее чувствительных местах – до прохождения досмотра, а именно – в зоне получения багажа, покупки билетов, на парковке. «Чем дальше от контролируемой зоны, тем хуже качество и количество безопасности», – сетует Блум.
Кроме того, американцы рассматривают сейчас целесообразность и эффективность другой меры, к которой уже активно прибегает Управление транспортной безопасности США. Это ведомство направляет 3 тыс. офицеров – специалистов по поведенческим особенностям – в 161 из 450 коммерческих аэропортов страны. Эти люди в штатском должны смешаться с толпой и ненавязчиво наблюдать за остальными, выявляя подозрительных личностей.
Газета New York Times полагает, что такой подход мог бы помочь отреагировать на угрозы, подобные тем, которые реализовались в «Домодедово». Ведь известно, что наиболее эффективное оружие против смертника – как можно раньше выявить его и остановить до того, как он окажется в зоне большого скопления людей.
Между тем, как ожидается, вслед за терактом в Москве европарламентарии потребуют на этой неделе провести независимый анализ мер по борьбе с терроризмом в Европе.
Очевидно, что свести вероятность теракта к нулю вряд ли возможно. Усовершенствование технических средств, усиление контроля на транспорте и повышение бдительности, безусловно, необходимы для борьбы с террором. Однако это лишь часть решения. Сложно не согласиться с аналитиком консалтинговой компании Global Insight Лилит Геворгян (Лондон), которая указала в комментарии для «НГ» на «отсутствие четкой стратегии по решению главенствующих проблем беззакония, бедности и коррупции, которые изначально подпитывают терроризм».