Геннадий Гудков не видит смысла в плохом законе о полиции.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера стало известно, что плохая работа российской милиции стоит больших денег. Только за 2009 год Европейский суд по правам человека вынес решений о компенсациях пострадавшим от действий правоохранителей гражданам РФ на сумму в 500 тыс. евро. Как известно, власть подошла к реформе МВД радикально, превратив милицию в полицию. Законопроект обсуждался вчера профильным комитетом Госдумы. Но в результате думской работы кардинальных изменений по сравнению с первоначальным президентским вариантом не произошло.
В МВД РФ вчера прошло совещание, посвященное работе с жалобами граждан, направленными в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Как оказалось, за 2009 год в Страсбурге их было удовлетворено 219. Казне это обошлось в 500 тыс. евро, присужденных в качестве компенсации за нарушение прав. Начальник административного департамента МВД Валерий Майданов заявил, что «необходимо более качественно исполнять поступающие в адрес министерства запросы уполномоченного РФ при ЕСПЧ». Впрочем, ни для кого не секрет, что работа российской милиции, какой аспект ни возьми, организована не слишком хорошо.
Российская власть устала призывать МВД к улучшениям. Теперь она делает ставку на то, что новый закон «О полиции», который обсуждается в Госдуме, изменит ситуацию. Однако пока это лишь надежда, не слишком подтверждаемая ходом этого самого обсуждения. Вчера комитет ГД по безопасности рассматривал поправки ко второму чтению, которое намечено на 25 января. А закон должен вступить в силу 1 марта этого года. На заседании выяснилось, что от первоначального варианта редакция второго чтения отличается нюансами. Напомним, что первичный текст в Госдуме был раскритикован представителями не только оппозиционных фракций. Имелись замечания и у отдельных единороссов.
Вчера стало понятно, что большое число предложений в нынешнем варианте закона не было учтено. Как заявил зампред фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков, даже те, которые вроде бы были согласованы в департаментах МВД. Он напомнил, что для исправления текста законопроекта в ГД снова была создана неформальная рабочая группы. Но ключевых изменений «неформалам» сделать не удалось.
Например, они попытались прописать процедуру формирования так называемых общественных советов, которые должны контролировать деятельность полицейских. Но им было жестко замечено, что процедура будет расписана в указе президента. Интересно, что и порядок переаттестации милиционеров в полицейские тоже должен быть утвержден главой государства.
Вчера, как и прежде, представители МВД отказывались говорить, какие правила перевода бывших сотрудников в будущие могут быть приняты. А между тем, как считают многие думцы, это один из самых важных вопросов. Как заявил «НГ» один из депутатов от ЕР, «не слишком будут важны все эти нормы о защите прав человека, о подконтрольности полиции общественным организациям в том случае, если основная масса милиционеров беспрепятственно перейдет в новую структуру». До сих пор неизвестен точно и объем так называемого социального пакета, который будет даваться каждому полицейскому. Вчера зампред комитета по безопасности Владимир Колесников повторил прежние обещания МВД – по этому поводу в ГД будут внесены специальные законопроекты. Когда? В скором времени.
Что же касается незначительных исправлений, ставших итогом вчерашней дискуссии, то среди них можно выделить норму, обязывающую полицейского представляться гражданину по полной. То есть называть фамилию, звание и должность. При проникновении в жилище сотрудник обязан уведомить собственника об основаниях своих действий. Хотя можно ворваться в квартиру и без всего этого, но тогда в течение дня прокурор должен быть письменно уведомлен о таком происшествии. Уточнилось и право задержанного на один звонок. Чтобы не было интерпретаций, теперь записано: один телефонный разговор. В общем, работа проведена большая, однако, как известно, даже хороший и новый закон не дает гарантий от его неправильного применения. Ведь и старые были тоже не так уже и плохи.