Владимир Рыжков уверен, что спикер Думы просто лавирует.
Фото ИТАР-ТАСС
Вышедший на днях на свободу после пятнадцатисуточного ареста Борис Немцов, как известно, является сопредседателем Партии народной свободы, учрежденной чуть более месяца назад внесистемной оппозицией. Сейчас эта организация готовится к подаче документов в Министерство юстиции для регистрации. Но о ее руководителях успели высказаться и президент Дмитрий Медведев, и председатель правительства Владимир Путин. А в прошедшие выходные спикер Госдумы Борис Грызлов неожиданно предрек, что в будущем парламенте представители новой структуры в принципе могут и появиться, пусть и в небольшом количестве.
13 декабря представители внесистемной и радикальной оппозиции Михаил Касьянов, Владимир Милов, Борис Немцов и Владимир Рыжков стали сопредседателями Партии народной свободы. Или ПАРНАС, как эти политики сами называют ее на своем интернет-сайте. Именно в тот день ряд оппозиционных организаций провел учредительный съезд новой партии. Сейчас идет подготовка к ее регистрации в Минюсте. В субъектах РФ подбираются сторонники и намечаются даты проведения региональных партконференций. Скажем, учредительная конференция московского отделения уже запланирована на 5 февраля. ПАРНАСу придется собрать под свои знамена для официальной регистрации не менее 45 тыс. человек. Однако организаторы новой партии обещают, что уже на первом этапе в ее рядах будет не менее 60 тыс. Документы же в МЮ должны быть поданы не позднее 9 апреля.
Заметим, что недавний пятнадцатисуточный арест Немцова за неповиновение представителям власти и политические акции вокруг него значительно усилили популярность ПАРНАСа. Дошло до того, что на днях председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов увидел у новой структуры определенные электоральные перспективы. Грызлов дал большое интервью программе Сергея Брилева «Вести в субботу». При ее повторе на информационном канале «Вести-24» интервью спикера Госдумы было показано в полном объеме.
На вопрос ведущего, какие выборные шансы в декабре 2011 года есть у внесистемной оппозиции, спикер неожиданно дал четкий ответ. Вместо того чтобы сделать вид, что он вообще не понимает, о чем идет речь, или просто снисходительно заметить, что, мол, сначала пусть попробуют зарегистрироваться, Грызлов оппозиции в праве на жизнь решил не отказывать. По его мнению, определенные шансы у нее есть, но в любом случае больше одного-двух думских мандатов она не получит. Напомним, что председатель ГД имел в виду введенный по инициативе президента механизм, когда малые партии, получившие от 5 до 6% голосов, приобретают одно место в парламенте, а от 6 до 7 – целых два.
При этом Грызлов вообще обошел молчанием перспективы регистрации ПАРНАСа. Между тем, заметим, после государственного штампа на документах партии «Правое дело», поставленного в 2008 году фактически по прямому указанию Кремля, больше ни одна из партийных инициатив официально одобрена так и не была. И вот один из руководителей партии власти фактически дает добро радикальной оппозиции. Впрочем, сопредседатель Партии народной свободы Владимир Рыжков в беседе с корреспондентом «НГ» объяснил, в чем же тут дело: «Я думаю, что он просто не знает, какое в отношении нас может быть принято решение, а потому оглашает как бы компромиссный вариант».
Рыжков саркастически заметил, что когда наверху по поводу ПАРНАСа все-таки определятся, то «Грызлова об этом оповестят, если, конечно, не забудут». Сам же спикер, уверен Рыжков, никакого отношения к перспективам новой партии не имеет. А высказывание в стиле «и нашим, и вашим», заявил сопредседатель ПАРНАСа, сделано им потому, что «сказать о нас плохо он не может после слов Медведева, а хорошо – после заявлений Путина». Вот поэтому позицию спикера, заметил Рыжков, можно охарактеризовать так: он, как говорится в народе, замер между струйками.
Напомним, что действительно в декабре о радикальных оппозиционерах президент и премьер высказались практически синхронно, но с ровно противоположными оценками. Скажем, Медведев в предновогоднем интервью ведущим телеканалам прямо заявил, что относиться к «внесистемщикам» можно по-разному, но люди они все известные и своя электоральная база у них есть. Это был, по сути дела, ответ Путину, который за неделю до этого в прямом телеэфире обвинил тех же радикалов в стремлении дорваться до власти, чтобы продолжить разграбление страны. На вопрос, чего хотят Немцов, Рыжков, Милов и так далее, премьер высказался резко: «Денег и власти. Чего еще они хотят? В свое время они поураганили, в 90-х годах утащили вместе с Березовскими и с теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о которых мы сегодня здесь вспоминали, немало миллиардов. Их от кормушки оттащили, они поиздержались – хочется вернуться и пополнить свои карманы». Обиженные оппозиционеры уже объявили, что они подают в суд на премьера.