Александр Бастрыкин получил все полномочия.
Фото PhotoXPress.ru
Сегодня – первый рабочий день нового федерального государственного органа: Следственного комитета России. Соответствующий закон вступил в силу в субботу, 15 января. К этому дню также были подписаны и опубликованы все президентские решения, необходимые для того, чтобы СКР мог действовать. История с созданием отдельного следственного органа – это вообще хороший пример того, как быстро и слаженно может действовать государственная бюрократическая машина, когда ей это надо.
На работу бывшие сотрудники Следственного комитета при прокуратуре РФ, а ныне независимого Следственного комитета России (СКР) выйдут сегодня с гордо поднятой головой. В субботу, 15 января, закон о создании СКР вступил в силу. Более того, уже обнародован и указ президента Дмитрия Медведева, утверждающий как структуру и численность, так и общий список полномочий нового правоохранительного ведомства. В нем будут служить в первое время 19 с лишним тысяч человек – это без учета 2 с небольшим тысяч специалистов из военных следственных органов. Через год численность СКР должна возрасти еще на 2 тыс. сотрудников. В штатной структуре предполагается числить 223 руководящих должности, предполагающих высшие звания. Полным генералом юстиции станет председатель СКР Александр Бастрыкин. Президент при этом разрешил ему иметь восемь заместителей, в том числе одного первого и одного, который будет возглавлять военное следствие.
Таким образом, из указа выходит, что Бастрыкину будет не хватать заместителей для того, чтобы назначить каждого из них на курирование того или иного федерального округа. Напомним, что вот генеральный прокурор Юрий Чайка имеет отдельно восемь специальных замов, распределенных по всем восьми округам. Однако, как предположил в беседе с корреспондентом «НГ» эксперт комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Дмитрий Горовцов, «кураторы федеральных округов, очевидно, все равно будут – по такой схеме устроены все органы власти, потому что так составлена наша вертикаль, худо-бедно, но работающая». Собеседник «НГ» предложил подождать появления подзаконных актов самого СКР. Предположив, что самые важные федеральные округа скорее всего возьмут на себя сам Бастрыкин и его первый заместитель.
А вообще-то, по его словам, СКР, как и обещали его представители в Госдуме в ходе обсуждения соответствующего законопроекта, все-таки по своей структуре больше копирует МВД, чем Генпрокуратуру, из которой он вышел. Например, региональная составляющая СКР будет представлена главными следственными управлениями (ГСУ) и просто следственными управлениями (СУ) по каждому субъекту РФ. Так вот, ГСУ будет всего-то четыре – в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Красноярском крае.
Напомним, что у коллег из МВД главные управления внутренних дел есть тоже не во всяком регионе, а только в важном или крупном. Тот же Горовцов указал, что схожесть с МВД – это вполне логичное действие, ведь объем подследственности у СКР едва ли меньше милицейского. А еще эксперт, комментируя установленные на сейчас и ближайшую перспективу численности нового ведомства, напомнил, что на Охотном Ряду ходили и совсем иные цифры – на порядок более высокие. «Высказывались предположения, и представители СКР их в общем-то не отрицали, что в течение нескольких лет штатная численность их структуры может дойти даже и до 100 тысяч человек».
По словам Горовцова, вступление в силу закона о СКР с 15 января со всем пакетом необходимых президентских решений – это в общем-то беспрецедентная ситуация: «Обычно исполнительная власть просит несколько месяцев, иногда и полгода для того, чтобы подготовить все необходимые подзаконные акты, – и все с этим соглашаются. Исходя из того, что лучше пусть закон начнет работать позже, но со всеми необходимыми согласованиями на уровне ведомств, чтобы потом людям не мучиться от того, что исполнители выпускают то одни, то другие подзаконные акты».