Проведение саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году во Владивостоке входит сегодня в перечень внешнеполитических приоритетов России. Это закономерно. Если ХХ век был веком Евроатлантики, то нынешнему веку, судя по всему, суждено стать веком Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Именно в АТР в наши дни в значительной степени смещается центр мировой экономической жизни.
Что касается России, то, вступив в 1998 году в АТЭС, она до сих пор не вполне «своя» на интеграционном поле АТР. На партнеров по АТЭС приходится лишь чуть больше 20% внешнеторгового оборота РФ, причем в абсолютных цифрах это на порядок меньше, чем объемы, к примеру, двусторонней китайско-американской торговли. Практически отсутствует производственная кооперация. В зачаточном состоянии инвестиционное сотрудничество.
Между тем залог будущего России как великой державы – в экономическом и социальном подъеме Сибири и Дальнего Востока. Роль своего рода локомотива должно выполнить в данном случае освоение природных ресурсов региона, прежде всего энергетических. Эта работа в сочетании с созданием системы автомобильных и железных дорог, сооружением сети газопроводов для газификации Хабаровского и Приморского краев и трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, модернизацией аэропортов и морских портов призвана обеспечить здесь ускоренный хозяйственный подъем. Нефтегазовая отрасль потянула бы за собой строительство – как промышленное, так и жилое, металлургию и машиностроение, включая судостроение (сухогрузы и танкеры). В свою очередь, возникновение новых рабочих мест способствовало бы улучшению демографической ситуации. Была бы преодолена инфраструктурная разобщенность регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и наметившаяся в последние два десятилетия их определенная хозяйственная оторванность от европейской части страны. Это усилило бы интеграцию всего евро-азиатского экономического пространства РФ.
Для решения внутренних задач необходимо отсутствие внешних угроз, развитие добрых отношений с соседями. История свидетельствует, что лучшее средство укрепить взаимное доверие и снизить напряженность между государствами – совместное осуществление долгосрочных хозяйственных проектов. Наша страна приобрела такой опыт в отношениях с Западной Европой в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Сегодня, когда на авансцену мировой экономики и политики выходит Азиатско-Тихоокеанский регион, стратегическая необходимость – поднять уровень нашего политического и хозяйственного взаимодействия с АТР до уровня, ранее достигнутого Россией в Европе.
Политическими преимуществами России в регионе служат постоянное место в Совете Безопасности ООН, потенциал военно-технического сотрудничества, память о нашей освободительной и антиколониальной миссии в Азии. Вместе с тем в АТЭС наша страна пока выдвигала инициативы лишь по преодолению чрезвычайных ситуаций в связи со стихийными бедствиями и упрощению условий торговли цветными металлами, а также по вопросам борьбы с коррупцией и обеспечения «безопасности личности», как в АТЭС называют антитеррористические мероприятия.
Это ставит задачу подготовки к Владивостокскому саммиту четкой программы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с партнерами по АТЭС. О чем конкретно может идти речь? Наверное, в первую очередь о сотрудничестве в области высоких технологий. О привлечении, с одной стороны, технологий и инвестиций партнеров по АТЭС для инновационного развития российской экономики, а с другой – о взаимодействии с ними в использовании достижений российской науки и техники, скажем, в мирном освоении космоса. Инновационным проектом глобального масштаба можно назвать строительство космодрома Восточный в Амурской области, аналога Байконура. Этот крупнейший национальный проект призван оказать колоссальное мобилизующее воздействие не только на весь российский Дальний Восток, но и на сопредельные страны. России было бы также выгодным привлечь инвестиции партнеров по АТЭС к осуществлению крупных производственных и инфраструктурных проектов в Сибири и на российском Дальнем Востоке. Примеры такого сотрудничества уже есть, это прежде всего сахалинские нефтегазовые проекты, в которых участвуют компании из США, Японии, и др.
Для членов АТЭС, несомненно, представляет интерес совершенствование евро-азиатских транспортных коридоров. При этом имеется в виду как модернизация Транссибирской магистрали и тихоокеанских портов России, так и использование Северного морского пути (СМП) для транзитных перевозок иностранными судами между портами государств Восточной Азии и Северной Европы.
Особое место должно занять взаимодействие в области энергетики. Это особенно касается АТР, где сегодня остро ощущается нехватка энергоресурсов и где в предстоящие десятилетия присутствие России на энергетическом рынке будет все более востребованным. Причем не только в нефтегазовой сфере, но и в сфере электроэнергетики и мирного атома.
Россия способна оказывать содействие в сфере сокращения разрыва в уровнях развития экономик стран – участниц АТЭС, в обеспечении продовольственной безопасности, в области подготовки национальных кадров.
АТЭС не представляет для нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе единственный «свет в окошке». Однако сам факт проведения саммита АТЭС во Владивостоке – форпосте российского присутствия на Тихом океане – дает наиболее действенную возможность развернуть перед членами азиатско-тихоокеанского сообщества перспективы экономического партнерства с Россией и через это партнерство – экономической и политической безопасности в регионе на многополярной основе.
Задача Владивостокского саммита – не просто показать российский флаг, но обеспечить признание международным сообществом ведущей роли и весомых интересов России в азиатско-тихоокеанских делах. Основанием Санкт-Петербурга 300 лет назад Россия прорубила себе окно в Европу. Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке призван распахнуть России двери в Азиатско-Тихоокеанский регион.