Таким президента Дагестана Магомедсалама Магомедова видели не часто. Вернувшись с заседания Госсовета России, прошедшего под занавес ушедшего года, глава республики немедленно собрал Совет безопасности Дагестана. Несмотря на то что причина заседания была традиционной – поделиться итогами встречи в Москве, а также обсудить ситуацию на дорогах республики, Магомедов тем не менее предпочел в первую очередь выразить свое крайнее недовольство террористической активностью и в жесткой форме призвал продолжить курс на уничтожение непримиримых.
Такое указание прозвучало диссонансом на фоне прошедшего в октябре прошлого года Съезда народов Дагестана под характерным лозунгом «Мир, согласие и развитие», целью которого было открытое обсуждение де-факто гражданской войны в республике, налаживание диалога сторон, поиск путей к примирению. Как следствие – прозвучала инициатива объявления в республике амнистии для боевиков. Идя навстречу пожеланиям делегатов, Магомедсалам Магомедов заявил, что будет просить федеральный Центр об этом, тем более что в Чечне в свое время на такой шаг пошли трижды.
Несмотря на категорическое требование Магомедова уничтожать членов незаконных вооруженных формирований, исполняющий обязанности начальника Управления ФСБ по Дагестану Сергей Коломейцев попытался было отметить, что боевики представляют серьезную силу и следует готовиться к акциям террора против населения. «Но мы должны быть сильнее», – отрезал обычно сдержанный президент.
О чем именно говорили за закрытыми дверями после заседания Госсовета РФ глава Дагестана и премьер страны Владимир Путин, неизвестно. Но до этого было доложено, что только за четыре месяца в республике уничтожены 130 боевиков. К тому же глава Дагестана подчеркнул, что благодаря работе недавно созданной Комиссии по адаптации к мирной жизни от преступной деятельности отказались 16 человек. По-видимому, эти данные очевидного успеха спецслужб в Дагестане в Москве были восприняты главой российского правительства как провал профилактической, идеологической, воспитательной работы, чему свидетельство столь значительный рост числа ликвидированных. Тем более что за день до вылета в Москву в Дагестане было предотвращено несколько серьезных терактов.
Под Новый год в ходе операций только за один (!) день в двух городах – Махачкале и Дербенте – были уничтожены 16 боевиков и обнаружено шесть готовых к применению самодельных бомб. Еще одно взрывное устройство нашли под главной елкой Дербента – оно должно было сработать в разгар празднества. Излишне говорить, что в последующие дни грохотали отнюдь не новогодние петарды.
Вчера, к примеру, мощный фугас, начиненный металлическими поражающими элементами, был обезврежен в жилой пятиэтажке в Махачкале. А возле селения Сыртыч Дербентского района в результате обстрела неизвестными легкового автомобиля ВАЗ погибли два местных жителя.
Что касается профилактической и разъяснительной работы в религиозно-политической сфере, то ею, как говорится, уже забито все местное телевидение. Даже свободная пресса Дагестана, которая добилась этой привилегии в жесткой борьбе с властью, уже начала испытывать на себе настойчивые советы уделять этой теме больше места и времени.
Между тем в контексте произошедших в последние дни событий особое место занимает крайне негативное отношение радикальных мусульман к «языческому празднику Новому году». В этом, как ни странно, их поддерживает и некоторая часть независимых медиа. Так, оппозиционный еженедельник «Черновик» уделил этой теме сразу две статьи с весьма красноречивыми заголовками: «Вместо поздравления» и «Новый год есть плохо».
Махачкала