Тема охраны детства подразумевает прежде всего систематическую работу по созданию благоприятной для ребенка среды.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Если после событий на Манежной площади в Москве 11 декабря заседание Госсовета, которое планируется провести 27 декабря по вопросу охраны материнства и детства в стране, пойдет по обкатанному сценарию – отчет профильных ведомств о скромных или нескромных успехах в этой области, – считайте, что проблему детства в стране никто решать так и не намерен. На протяжении последних 15–20 лет этой темой фактически не занимались.
Нельзя же всерьез воспринимать за работу по охране детства праздничные мероприятия, денежные стимулы к росту рождаемости, громкие кампании с привлечением VIPов по тому или иному случаю жестокого обращения с ребенком и выезды звездных агитбригад в дома ребенка. Тема подразумевает прежде всего систематическую и кропотливую работу по созданию благоприятной для ребенка среды. Почему такую среду на протяжении последних лет не создавали, а создавали антисреду – вопрос, который самый резон задать хотя бы сегодня.
Кстати, а на что тратились огромные денежные средства? Получается, на поддержание армии чиновников, функции которых и сегодня сводятся к одному – имитации эффективной деятельности по охране материнства и детства. От мероприятия к мероприятию. Кстати, задайте вопрос: а от кого наших детей охраняют? А если охраняют – почему так плохо, не всех и не от тех, кто действительно представляет для них угрозу?
Может, считают здравомыслящими людей, делающих опасным и малый, и большой экраны и ухмыляющихся в ответ оппонентам – а вы не смотрите. Или тех, кто «лепит» героев из криминальной среды, и при этом ханжески размышляет о национальном герое. Может, те, кто призван охранять детей, считают, что перечисленным людям противостоять невозможно в принципе? Тогда назовите все это иначе – «неохрана материнства и детства».
Кто-то, наверное, думает «отмазаться» от детских проблем строительством дорогостоящих развлекательных комплексов. Но детей нельзя бесконечно развлекать, их надо постоянно приобщать к познавательной и трудовой деятельности. Причем совсем необязательно делать это через куклу Барби с мужем и машинки Феррари┘
Или чиновники считают, что все это не в их компетенции? А может, не подозревают, что сотрудничать с бизнесом по этому вопросу нужно и можно – он вменяем. А молодых родителей можно и нужно наставлять – они не дегенераты, просто мало знают о жизни. А может, ответственные за детство в стране люди считают, что не надо замечать недобросовестных рекламодателей, торговцев, производителей игрушек. Скажите, а зачем тогда вообще столько социальных служб и органов, призванных охранять детство – выявлять вовремя педофилов? Так и это не совсем получается. А равнодушие взрослых множится.
У Рея Бредбери есть рассказ «А ребенок завтра». Суть его в том, что у родителей рождается ребенок, который живет в другом измерении. А в этом измерении он выглядит довольно странно – маленький монстр, этакая неведомая зверушка. Родители страдают оттого, что их сын не такой, как все, но продолжают его любить. А когда появляется возможность уйти в его измерение и стать изгоями для общества, без колебаний уходят к ребенку. Вот сегодня взрослому россиянину надо сделать то же самое – уйти к собственным детям. Сделать неимоверное усилие над собой, чтобы понять несколько важных вещей.
Первое – мир стал другим, и обратного хода нет. Второе – поменялись местами среды, влияющие на развитие подростка в первую очередь. Сегодня они выглядят так: сначала улица, Интернет и ТВ, затем, в меньшей степени, – семья и еще в меньшей – школа. И третье – внешний мир готовит новые серьезные вызовы, к которым взрослая аудитория еще больше не готова.
И у вас все еще есть желание игнорировать вопросы детства? Или вы считаете, что проблемы рассосутся сами собой? Увы, проблемы детства имеют странное свойство – переходить потом во взрослую жизнь.