Рассерженные высказывания председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина вызвали в исламской среде сначала недоумение, а потом сомнения в компетентности главы одной из самых крупных организаций мусульман России. Общественная реакция не заставила себя ждать.
На заседании президиума Межрелигиозного совета России Гайнутдин, оправдывая приток в страну иммигрантов, нелестно отозвался о ее коренном населении. По версии муфтия, россияне после получения зарплаты пропадают на 15–20 дней, «и в это время станки стоят, с этими рабочими производить что-либо невозможно». Русские деревни, констатировал Гайнутдин, исчезают, села разрушаются, зато иммигранты «не пьянствуют, они дисциплинированы, трудолюбивы; если зарплату получают, то отправляют ее домой, чтобы накормить свои семьи».
А в интервью татарской редакции Радио «Свобода» председатель Совета муфтиев обрушился с критикой и на российскую власть, обвинив ее в исламофобии, попытках «задавить ислам в России». В ракурсе недавних событий на Манежной площади в Москве его высказывания о том, что в столице «ощущается очень сильное давление» на мусульман, а недавние события «ясно показывают отрицательное отношение к исламу», даже сторонники муфтия не посчитали своевременными и взвешенными.
Интересно, кстати, что сам же муфтий Гайнутдин после событий на Манежной площади и у Киевского вокзала обратился к власти с требованием «формирования интернационализма» и «профилактики ксенофобии», а СМИ попросил «не усугублять ситуацию, провоцируя ксенофобию, распространяя предрассудки, стереотипы».
Самый авторитетный мусульманский лидер страны, председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) муфтий Талгат Таджуддин, более чем резко осудил заявления единоверца. «Говорить о притеснении ислама в России глупо и кощунственно, – заявил шейх Таджуддин. – То, что заявляет Равиль Гайнутдин, не соответствует истине».
«Я нахожусь на посту председателя ЦДУМ более 30 лет, – цитирует Интерфакс слова Талгата Таджуддина, – и могу говорить о том, как все изменилось за последние годы. У нас, мусульман России, было всего 94 мечети. Сейчас более 7,5 тысячи мечетей. То есть рост в 70 с лишним раз. Только в Башкирии было 16, а сейчас 1016 мечетей. В Татарстане было 15 мечетей, сейчас – 1300. О чем здесь можно говорить?» – недоумевает верховный муфтий. Он напомнил также, что в России действуют семь исламских университетов, десятки медресе (духовных школ). При содействии администрации президента России образован Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который, по оценке Таджуддина, «оказывает огромную помощь мусульманам». Духовный лидер также отметил, что государством проводится огромная работа по стандартизации исламского образования и подготовке кадров отечественного исламского духовенства. «Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Тот, кто будет неблагодарен людям, тот не сможет быть благодарен Богу». А то, что в Москве мечетей недостаточно, то в этом в первую очередь вина самого Гайнутдина. Ответственность за это лежит на нем и на прежнем мэре Москвы Юрии Лужкове», – уверен председатель ЦДУМ.
В качестве примера исламофобии властей российского государства Равиль Гайнутдин привел именно малое количество мечетей в Москве. Однако Талгат Таджуддин напомнил, что в столице России выделялись земля на Лужнецкой набережной для строительства соборной мечети на 5 тыс. молящихся и земля в Сабурове под мечеть на 1500 мест. «Именно по настоянию «уважаемого» Равиля Гайнутдина эти проекты были загублены», – уточнил муфтий Таджуддин. «Сейчас России как никогда нужен мир. И недопустимо раскачивать лодку, в которой нас всех вместе собрал Всевышний. Это и по закону, и по шариату – грех и преступление», – особенно подчеркнул глава Центрального духовного управления мусульман.
В схожем ключе высказались лидеры крупнейших мусульманских объединений России. Так, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Исмаил Бердиев заявил: «Я не знаю, кто его (Гайнутдина. – «НГ») и где прижимает, мы не видим, чтобы нас кто-то прижимал. Никакого противодействия нормальному, законопослушному исламу со стороны государства нет».
Председатель исполкома Российской ассоциации исламского согласия, муфтий Магомедгали Хузин убежден, что словам Равиля Гайнутдина, разжигающим межнациональную рознь, должна быть дана правовая и политическая оценка – так же, как и в целом «деятельности и высказываниям последнего времени этого господина». «Я думаю, такие резкие заявления человек делает, когда сам становится банкротом в прямом смысле слова – и в духовном, и политическом, и в материальном скорее всего, – сказал он. – Либо человек сошел с ума, либо получил такой огромный гонорар из зарубежных источников, что рискнул выдвинуть против государства очень серьезное обвинение. Необоснованное и никчемное, по сути, подрывающие основы мирного развития многоконфессионального и многонационального государства».
«Глубоко убежден, что в ситуации, когда всем общественным и политическим лидерам нужно максимально поддержать многонациональное единство в России, абсолютно не допустимы высказывания, задевающие честь и достоинства любого народа России, – уверен и председатель Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев. – Любые высказывания подобного рода в нашей стране являются «спичкой к пороховой бочке». Мы все, представители разных народов и религий, государственных органов и институтов гражданского общества, должны переосмыслить свою деятельность или бездеятельность в последние годы, должны извлечь уроки Манежной площади и делать все возможное, чтобы не допустить подобного впредь».
Пока неизвестно, найдет ли прокуратура в высказываниях Равиля Гайнутдина признаки разжигания межнациональной розни и возбудит ли по этому поводу уголовное дело. Однако мусульманские лидеры, судя по всему, свои выводы уже сделали.