Граждане слабо верят в способность правительства побороть коррупцию.
Фото PhotoXPress.ru
Вчера международная неправительственная организация Transparency International (TI) представила результаты очередного ежегодного исследования – Барометр мировой коррупции за 2010 год. Есть там и данные по России, собранные Центром антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р». Выяснилось, что респонденты нашей страны считают самыми коррумпированными госчиновников и правоохранителей. Авторы доклада отмечают также большую, чем раньше, готовность наших граждан участвовать в борьбе с этим злом, объясняя это элементарным страхом: люди стали отождествлять коррупцию с убийствами, подобными инциденту в Кущевской.
Борьба с коррупцией не поспевает за ее распространением – это главный вывод авторов исследования. Результаты опросов, где респондентов просят сравнить нынешнее положение с ситуацией трехлетней давности, показывают: мир стал хуже, и Россия в этом смысле – не исключение. По словам Елены Панфиловой, главы российского отделения TI, более 40% опрошенных изъявили готовность бороться с коррупцией, если она затронет интересы их друзей или близких. Правда, подчеркивает Панфилова, эта готовность не подразумевает решимости, поскольку люди отчетливо себе представляют, чем эта борьба может для них обернуться.
На этот раз Центр Панфиловой опросил не экспертов, а простых граждан – 1500 человек по всей России. В то, что «правительство очень эффективно борется с коррупцией», верят 5,6% из них. И 24,6% считают, что правительство делает это «совсем неэффективно». Борьба с коррупцией – дело лидеров государства, уверены 22,6% респондентов. И только 5% считают, что делу могут помочь общественные организации.
Центр поинтересовался у граждан и тем, какие секторы власти они считают самыми коррупционными. На первом месте оказались госслужба и правоохранительные органы. На последнем – религиозные организации. Симптоматично, что в ответ на вопрос «Приходилось ли вам или кому-то из вашей семьи за последний год давать взятку?» (прилагается список ведомств) 27% респондентов ответили положительно, выбрав опять-таки пункт «правоохранительные органы, милиция».
Эксперты Центра негативно оценивают ход процесса над экс-главой «ЮКОСа» Михаилом Ходорковским. Елена Панфилова заявила: «Хоть это и не имеет прямого отношения к коррупции, но мое личное отношение к тому, что происходит: этот процесс – несанкционированный доступ к телу правосудия, надругательство над верховенством закона».
Единственный обнадеживающий показатель: 66,6% опрошенных россиян не платили взятку за последние 12 месяцев.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко не склонен преувеличивать значение приведенных данных, хотя и считает их весьма ценными в той части, которая дает возможность проследить тенденции: «Опросы хороши своей систематичностью». В интервью радиостанции «Свобода» Елена Панфилова подчеркнула, что экспертное заключение Центра о развитии коррупции в России построено не только на опросах населения, но и на других источниках.
Чтобы улучшить положение дел в этой области, подчеркивает эксперт, следует изменить политическую систему: «А разве она меняется?» По мнению Малашенко, нет ничего удивительного в том, что далеко не все граждане признают тотальную победу коррупции: во-первых, среди опрошенных есть те же самые чиновники, берущие взятки. Во-вторых, люди тоже встречают на своем пути порядочных милиционеров, клерков, врачей и учителей. А потому и отвечают под влиянием таких контактов».
Единственной категорией населения, способной дать отпор коррупции, Алексей Малашенко считает представителей бизнес-сообщества, наиболее страдающих от постоянных взяток: «Но бизнесмены давно поняли, что выгодней откупиться, чем бороться, потому что за борьбу могут дать по шапке».