Валерий Комиссаров решился освежить устаревшее законодательство.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В своем вчерашнем Послании парламенту Дмитрий Медведев призвал органы государственной власти избавляться от ненужного им имущества. К таковому президентом были отнесены и средства массовой информации. Между тем наше государство сейчас является в медийной сфере самым крупным собственником. Ситуацию не изменить без корректировки законодательства, в том числе и самого закона о СМИ. Но пока в него предложено внести другие поправки. Чтобы прежде всего сделать документ более современным именно для современных – электронных и сетевых – массмедиа. Законопроект уже направлен в Госдуму.
Государству предложено выходить из информационной сферы, в которой оно присутствует сейчас напрямую. Владея огромным количеством как традиционных – печатных СМИ, так и электронных – прежде всего телевизионными и радиоканалами, органы власти всех уровней имеют возможность практически полностью контролировать информационное пространство страны. Однако теперь ситуация должна измениться – так во всяком случае считает президент Дмитрий Медведев. В своем вчерашнем Послании Федеральному собранию он процитировал классика насчет владельцев «заводов, газет, пароходов» и призвал властные структуры избавляться от ненужного для исполнения их прямых функций имущества. Каким образом и как быстро это должно происходить, Медведев не сказал. Но уже сейчас очевидно, что без масштабного изменения законодательства – и прежде всего закона о СМИ – обойтись не удастся.
Однако пока в него предложено внести совсем другие обновления. Глава комитета Госдумы по информационной политике Валерий Комиссаров вчера внес поправки в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере СМИ, телевизионного вещания и радиовещания. Судя по тексту и направленности законопроекта, без руководящей руки соответствующего министерства здесь не обошлось. В документе открыто провозглашается необходимость модернизации закона о СМИ, чтобы учесть «произошедшие за последние десятилетия организационные, технические, экономические изменения в сфере производства и распространения электронных СМИ, а равно перспективы развития рынка телерадиовещания, связанные с переходом к цифровому вещанию». И действительно, работе в основном телевидения данный законопроект и посвящен. В нем, в частности, полностью прописывается процедура лицензирования теле- и радиоканалов – как обращаться за лицензией, какие документы подавать, почему в ее получении может быть отказано. Кстати, это делается впервые на уровне закона, потому что сейчас регулирование происходит через ведомственные акты.
В связи с переходом российского ТВ на цифру уже в ближайшие годы ужесточаются и условия для иностранных конкурентов. Предполагается, что зарубежные телеканалы смогут вещать в России лишь в том случае, если они зарегистрируются тут в качестве СМИ. Ведь тогда на них будет распространяться российское законодательство в полном объеме. А сами лицензии предполагается выдавать двух видов – универсальную и ограниченную определенными условиями. А еще планируется, что решением президента будет утвержден перечень «обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов». Вот для них получение универсальной лицензии будет обязательным, потому что одной из непременных для них обязанностей станет организация наземного вещания на всей территории страны. В том числе даже в малочисленных населенных пунктах. Тут, правда, государство, согласно законопроекту, берет на себя встречное обязательство. Такое обременение будет вводиться лишь в обмен на компенсацию расходов вещателей из бюджета.
А еще государственная власть, которой скоро надо будет от СМИ освобождаться, закрепляет свое влияние и в том медийном секторе, который как раз и растет бурно все последнее время. В законе о СМИ теперь может появиться понятие «сетевое издание». Так будут называться те интернет-сайты, которые получили регистрацию в качестве настоящих СМИ. Для сетевиков вводится такой определяющий их признак, как периодичность обновления. Принцип добровольности регистрации сайтов теперь уже в виде сетевых изданий в законе сохраняется. Стоит отметить, впрочем, что такая добровольность всегда была достаточно условной. Конечно, можно было спокойно не регистрироваться и писать без оглядки на судебные иски, но тогда не видать никаких аккредитаций и прочих официальных отношений с органами власти как источниками информации.