0
1210
Газета Политика Интернет-версия

30.11.2010 00:00:00

Готов ли президент делиться полномочиями

Тэги: медведев, президент, полномочия, ер, путин


медведев, президент, полномочия, ер, путин Механизм для усиления влияния партии власти на формирование правительства пока не придуман.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В Кремле, по информации «НГ», обдумывают набор мер по борьбе с застоем в российском политическом процессе. На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев назвал часть из них. Так, он заявил о том, что партия большинства должна формировать правительство, чтобы стать живой, работающей структурой. Инициатива, по сути, сенсационная. Слова Медведева можно истолковать таким образом, что он готов поделиться президентскими полномочиями с парламентским большинством в вопросе формирования правительства. А между тем это в конечном итоге потребует внесения изменений в Конституцию.

В своем недавнем обращении к нации в видеоблоге президент Дмитрий Медведев сделал одно сенсационное заявление, которое допускает определенную глубину интерпретаций. Глава государства определил главную задачу российской демократии – повысить качество народного представительства. Причем начать он предложил с партии власти, которую возглавляет премьер-министр Владимир Путин. Медведев дал понять, что единороссы не должны быть статическим большинством. По его словам, партия власти должна иметь права и обязанности, а не просто быть приложением к исполнительной власти. Дальше – больше, на взгляд Медведева, думское большинство должно полновесно участвовать в формировании исполнительной власти.

Сейчас Конституция допускает весьма ограниченное влияние Госдумы на организацию правительства. Согласно Основному закону страны депутаты наделены лишь правом рассматривать представленную президентом кандидатуру на пост председателя правительства. В том случае, если депутаты не согласятся с президентскими кандидатами трижды, глава государства сам назначает председателя правительства, распускает Госдуму и назначает новые выборы. Угроза роспуска в достаточной степени ограничивает парламентариев в вопросе формирования правительства. А вот полномочия президента на этот счет фактически безграничны. Конституция наделяет его правом утверждать членов правительства, представленных премьер-министром, а также позволяет главе государства в любой момент принять решение об отставке правительства.

Поэтому, когда президент говорит, что партия большинства должна участвовать в формировании правительства, он должен понимать, что в этом случае ему придется уступить ей часть своих полномочий. К примеру, Госдуме могут передать право помимо кандидатуры премьер-министра утверждать и членов правительства, а также поставить в зависимость от решения депутатов отставку правительства. Если подобные изменения будут предложены в оставшийся до старта федеральных выборов год, то можно предположить, что потенциальный второй срок Медведева будет обусловлен некоторыми ограничениями. Иначе говоря, хотя президент и будет править теперь шесть лет, однако эту власть ему придется делить с партией большинства, которая скорее всего и выдвинет его кандидатом на выборах. Так что политическая ситуация в стране, как и прежде, будет находиться под тотальным наблюдением лидера «Единой России» Владимира Путина, которому, по сути, даже не обязательно будет при таком раскладе возглавлять правительство.

Между тем по пути делегирования полномочий по формированию исполнительной власти партии большинства Кремль уже пошел. Правда, пока эта схема обкатывается только на региональном уровне. Так, еще в первом своем Послании Дмитрий Медведев предложил наделить партию, победившую на выборах в регионе, полномочиями представлять на рассмотрение президента списки претендентов на замещение вакантных должностей глав регионов.

Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский считает, что Медведев обозначил некую стратегическую перспективу. По мнению эксперта, роль усиления влияния партий на формирование исполнительной власти для начала должна затронуть региональные выборы. По словам эксперта, возможен вариант, когда партии идут на региональные выборы во главе с тройкой кандидатов, которых они после выборов и обязуются предложить президенту на пост губернатора. «Возможно, когда-нибудь мы придем и к тому, что у нас будет новый конституционный режим парламентского большинства», -рассудил эксперт. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что, возможно, президент имел в виду слабое влияние партии большинства на процесс подбора кадров. Он напомнил, что за последние годы единороссам удалось пристроить на работу в Белой дом лишь несколько партийных топ-менеджеров – Александра Жукова и Вячеслава Володина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1419
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1426
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1168
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
741

Другие новости