Глеб Павловский: «Президент желает стать лидером правящего класса».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Очередной ответ председателя правительства Владимира Путина на вопрос о возможном выдвижении его кандидатуры на президентских выборах прозвучал в конце прошлой недели. По форме он не слишком отличался от прежних: тандем примет согласованное решение. Однако на этот раз заявление премьера появилось уже после того, как президент Дмитрий Медведев не исключил, что будет баллотироваться в 2012 году. Эксперты «НГ» разошлись во мнениях относительно списка будущих выдвиженцев, однако признают, что за последний год настроения элит существенно изменились.
К вопросу о собственном участии в кампании-2012 и Путин, и Медведев «давно привыкли», сообщил премьер на пресс-конференции во время ежегодного Экономического форума в Берлине. «Ответ будет стандартный, и ничего нового я вам не скажу: посмотрим, каково будет состояние социальной сферы, экономики, политической ситуации, и примем согласованное решение в интересах страны», – подчеркнул глава российского правительства.
Этот тезис действительно повторяет прежние высказывания Путина. Однако следует помнить, что в апреле накануне визита в Норвегию Медведев заявил, что не исключает своего участия в президентской гонке: «Если это будет необходимо для моей страны и для того, чтобы сохранить тот курс, который был сформирован в последние годы». Новый нюанс в трактовке ситуации породил тогда много разговоров об усилении колебаний в элитах.
Заметим, что на фоне нынешнего заявления Путина глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский дал пространное интервью телеканалу Russia Today, где заявил, что «Медведев достаточно ясно гнет свою линию»: «Он будет усиливать нажим на элиты, на исполнительную власть, включая правительство, на региональные власти, добиваясь признания себя естественным лидером политического класса». Это признание, уверен эксперт, «растет на глазах, особенно в региональных промышленных, административных и даже силовых кругах». Президент, на взгляд Павловского, «убежден, что ни у кого в стране нет убедительной альтернативы его курсу, и намерен добиться признания себя в качестве естественного кандидата в президенты. Добиться этого от всех, добровольно. И, что особенно важно, добиться согласия с этим от Путина».
Медведев, подчеркивает эксперт, «хочет быть лидером данной политической системы, но модернизированной и ее легитимного, конкурентоспособного на мировой арене правящего класса»: «Поэтому он позволяет себе уже сейчас довольно жесткую критику и пойдет в этом отношении дальше».
Уверенность Павловского в неизбежности выдвижения Медведевым своей кандидатуры на выборах-2012 явно диссонирует с осторожной фразой Путина. Однако мнение эксперта разделяет директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: «Очевидно, что Медведев усиливает свои позиции, и, что бы они с Путиным между собой ни обсуждали, он для себя принял решение, что идет на следующий срок. Если у Путина сегодня есть какие-то сомнения, то Медведев демонстрирует полное отсутствие оных».
Собеседник «НГ» ссылается на изменения в настроениях российской бюрократии, происходящие в последнее время: «Если год назад слышались в разговорах ностальгические нотки «ну когда же наконец вернется Путин, чтобы все стало понятно», то сейчас этой ностальгии все меньше. Видимо, время берет свое. Чиновники привыкают к мысли о неизбежности выдвижения и победы Медведева».
Павловский, уверен эксперт, выражает именно эти настроения отечественной бюрократии, упоминая об «осеннем наступлении» президента, связанном с его высказыванием на сайте накануне Послания Федеральному собранию. «Еще летом имиджевая политика Путина была сильнее, но сейчас наблюдается обратная тенденция, – говорит собеседник «НГ». – У Путина большое количество самоповторов, а у Медведева появился собственный политический стиль. Я еще в 2008 году сказал, что Медведев станет настоящим президентом, когда уволит Рахимова, Шаймиева и Лужкова».
С коллегой не согласен в оценке ситуации член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, не склонный недооценивать позиций премьера: «Я не вижу признаков того, что Путин собирается уходить от власти. Скорее наоборот. Мы наблюдаем довольно сложную конфигурацию, где формальный и реальный лидеры – это разные персоны и где реальный центр принятия решений не соответствует формальному».
Такая система, уверен эксперт, долго существовать не может, поскольку в этих условиях сильно затруднено проведение политических реформ: «Реальный лидер, который находится в стороне, проиграет в результате любых преобразований и потому их блокирует». Дальнейшая эволюция системы, на взгляд собеседника «НГ», допускает только два сценария. Один из них – сближение позиций формального и реального лидера. Однако это возможно, подчеркивает Петров, только если Путин возвращается на пост президента: «Или если премьер уходит с политической сцены, и тогда волей-неволей Медведев или кто-то еще, оказавшийся на высшем государственном посту, будет не просто формальным, но и реальным лидером».
Значительную часть прокремлевской бюрократии, указывает эксперт, не устраивает нынешняя ситуация, «когда она теряет позиции из-за того, что привязана к формальному лидеру, у которого мало власти»: «Это очень опасная игра для политических элит. Они должны демонстрировать свою лояльность, отчасти делать выбор, а он далеко не очевиден. И тот, кто ошибется, будет наказан».
Медведев, указывает собеседник «НГ», может объявлять о каких-то новациях в политической сфере, но «не может проводить никакие реформы»: «Его видеообращение – констатация того факта, что все те мелкие декоративные изменения, которые было позволено ему сделать, уже сделаны и ничего больше он сделать не в состоянии. Он придумывает, как объединять или разделять часовые пояса, но не вправе менять что-то в политической системе». И даже планы главы государства обратиться в Послании к проблемам ЖКХ, по словам Петрова, означают не только вторжение на территорию путинской епархии, но и уход от тем модернизации (не видно, что нового Медведев здесь может предложить) и борьбы с коррупцией: «А ведь это две темы, на которых он пришел к власти. Сегодняшнее к ним пренебрежение автоматически означает уход президента из центра политической дискуссии на периферию». Люди могут задаваться вопросом, говорит Петров, «если нам сейчас важно, чтобы было тепло, то при чем здесь президент? Ведь это то, чем так целенаправленно и эффективно занимается Путин».