Александр Лукашенко готов покомандовать структурами ОДКБ.
Фото Reuters
Президент Белоруссии Александр Лукашенко готовится занять кресло председателя в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и выступить с радикальными инициативами по ее переустройству. Произойдет это 10 декабря в Москве на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ, то есть еще до начала президентских выборов в Белоруссии, которые намечены на 19 декабря. Таким образом, саммит ОДКБ в российской столице может стать мощным предвыборным ходом белорусского лидера. По отзывам источников в администрации президента РФ, в Кремле и в секретариате ОДКБ очень озабочены этим моментом.
Масла в огонь здесь подлил демарш Лукашенко, когда в Минске 22 ноября с.г. отказался подписывать в рабочем порядке План применения региональной группировки войск (сил) Белоруссии и России и потребовал от Москвы снабжения этой группировки вооружениями «не по рыночной цене». Пикантности ситуации придает то, что, по сведениям из Кремля, президент Дмитрий Медведев данный документ уже подписал. Лукашенко же намерен это сделать на Высшем госсовете Союзного государства (ВГС), дата проведения которого еще не определена. Зато, согласно принятому регламенту, 10 декабря на саммите ОДКБ председательство в этой организации перейдет от России к Белоруссии. В этот день Лукашенко и намерен озвучить свои инициативы по укреплению системы коллективной обороны на постсоветском пространстве.
После ошских событий весной-летом 2010 года в Киргизии, когда был свергнут президент Курманбек Бакиев, Лукашенко уже выступал с критикой ОДКБ.
Он, как известно, приютил тогда Бакиева и заявил, что «если ОДКБ и впредь станет отмалчиваться, не обращать внимания на то, что в одной из стран, входящих в организацию, льется кровь, происходит государственный переворот, дальнейшая деятельность союза окажется бесперспективной».
Лукашенко, похоже, в бесперспективность ОДКБ не верит и намерен «союзу семерых» придать новый облик и динамичность». Данный вывод можно сделать из статьи «Пост будет сдан и его примут», которая вот уже почти месяц размещена на официальном интернет-сайте посольства Белоруссии в РФ. В ней автор задается вопросами о том, как с помощью Александра Лукашенко может измениться ОДКБ, какие инициативы можно ждать от белорусского президента за время, когда он будет председательствовать в данной организации. Судя по публикации, инициатив будет немало, и они будут напрямую затрагивать интересы России.
Скажем, в статье утверждается, что Лукашенко предложит внести изменения в уставные документы ОДКБ, которые должны коснуться «повышения эффективности организации в кризисных ситуациях, возникающих в той или иной стране, входящей в «союз семерых». Автор полагает, что белорусский президент предложит «союзу семерых» «выработку решений по ряду политических вопросов, в частности по событиям в мире, СНГ и на Кавказе (грузино-югоосетинская пятидневная война с участием России. – «НГ»)». Как известно, ни один союзник России по ОДКБ не признал суверенитет Южной Осетии и Абхазии. Автор предлагает не отмалчиваться, а принципиально высказаться руководителям стран ОДКБ по этой проблеме. «Надо полагать, белорусское руководство еще раз продумает и представит ОДКБ пути активизации работы по созданию юридически закрепленной на международном уровне глобальной системы безопасности», – говорится в статье. Автор уверен, что Александр Лукашенко «активизирует процесс реализации решений по формированию и оснащению Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ». При этом особо подчеркивается, что одновременно необходимо поднять вопрос об оснащении армий стран – участниц ОДКБ современным оружием. И снабжение этим оружием должно осуществляться по льготным ценам.
Сейчас льготное снабжение вооружениями касается только войск, которые решают задачи совместной обороны. Лукашенко намерен предложить, чтобы все снабжение армий стран ОДКБ, как и Союзного государства, шло по внутрироссийским ценам. При этом ясно, что нагрузка ложится в данном случае только на Россию, которая производит такое оружие. Пока Москва возражает против такого подхода.
«Мне импонирует активная позиция Александра Лукашенко, который намерен повысить дееспособность коллективной обороны в рамках Содружества, – сказал «НГ» первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан первого ранга Константин Сивков, который в свое время возглавлял направления военного строительства и военно-технической политики в Центре военно-стратегических исследований Генштаба ВС России. – К сожалению, российское руководство такой позиции не занимает. Мы не реагируем на политические, военные и иные кризисы, которые случаются у наших союзников. В рамках Союзного государства и ОДКБ так и не сформированы единые принципы военно-технической политики. В результате даже ближайшие союзники России, такие как Казахстан, Узбекистан, Киргизия, реализуют многие военно-технические проекты со странами НАТО и США. Ущерб Москве от этого очевиден».
«Оценивая военно-политическую обстановку на западном направлении, вполне очевиден тот факт, что России и Белоруссии необходимо совместно укреплять обороноспособность Союзного государства, – заявил «НГ» председатель правления Ассоциации объединения офицеров запаса генерал-полковник Юрий Букреев, который в свое время в ранге заместителя начальника Генштаба возглавлял Главное управление Сухопутных войск. – Однако нельзя подходить упрощенно к определению цены вооружений для нашей совместной группировки. Здесь есть много составляющих, в том числе и политических, экономических и т.п. Оборона – дорогостоящее дело. И мировой опыт тому свидетельство. Если, к примеру, какая-либо страна вступает в НАТО, то она автоматически переходит на стандарты этой организации. И там – скажем, американцы – даже устаревшее оружие продают по весьма солидным ценам».