Неравнодушный.
Фото Reuters
Сегодня президенту Дмитрию Медведеву главой его Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым будет вручен законопроект, защищающий журналистов (см. «НГ» от 08.11.10). А вчера Общественная палата обсудила ситуацию с расследованием дела о нападении на корреспондента газеты «Коммерсант» Олега Кашина. Некоторые члены ОП осудили инициативу совета, а попутно – «политический терроризм» соратников избитого журналиста.
Поучаствовать в заседании приглашены были представители СМИ, а также депутаты, следователи, адвокаты и представители пары прокремлевских молодежных движений. Два часа сыпались разного рода предложения, предположения, инсинуации, призывы и взаимные обвинения.
В отличие от прошлых подобных заседаний зал ломился от прессы. Теперь представленной в обилии и тележурналистами. Это понятно: вмешательство президента стало своеобразной отмашкой для госканалов. После многолетнего замалчивания темы у россиян сложилось стойкое впечатление: Кашин – первая жертва нападения.
О том, что ситуация иная, говорили многие. В том числе глава комиссии палаты по информполитике Павел Гусев и журналист Александр Минкин, напомнившие аудитории и о других жертвах: Михаиле Бекетове, Ларисе Юдиной, Константине Фетисове, Анне Политковской. А руководитель «Фонда защиты гласности» Алексей Симонов сообщил, что этими известными именами список пострадавших далеко не исчерпан: одновременно с Кашиным в регионах нападению подверглись еще четверо «акул пера».
Обсуждение катилось по привычной колее подобного рода мероприятий. Всем давали высказаться, и каждый норовил сообщить нечто, отличное от других реплик. Исключением стало вполне предсказуемое выступление начальника столичного Следственного управления СКП Вадима Яковенко. От него многого не ждали. И не ошиблись: спич главного следователя Москвы оказался предельно лаконичным – работа идет, допрошены 30 свидетелей, имеется огромный объем информации.
Глава комитета нижней палаты по безопасности Владимир Васильев почувствовал, что аудитория совсем не удовлетворена лаконичным выступлением столичного силовика. Не почувствовать это было трудно: почти каждый оратор вспоминал о хронической нераскрываемости дел о нападениях на журналистов. Поэтому Васильев, ритуально вспомнив о Кашине, заговорил о недостаточности бюджетных расходов на нужды правоохранительной системы. И сообщил, что поэтому расследованием сложных дел занимаются сегодня одни «мальчики». Тут всем стало понятно, почему в обозримом будущем на результаты расследования можно не рассчитывать. В качестве утешительного приза Васильев пообещал поддержку Думы законодательной инициативы Федотова и даже выразил готовность внести в документ от имени своего комитета пару-тройку ценных новаций.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн коллегу поддержал: он тоже уверен, что президентская инициатива долго не задержится на Охотном Ряду, перекочует в Совфед, а затем и на стол главы государства – на подпись.
Некоторые слишком эмоциональные выступления не понравились парламентарию. Зачем-то понизив голос, он призвал аудиторию не политизировать историю с Кашиным. И намекнул на существование враждебных сил, способных использовать возможные протестные акции в самых что ни на есть низменных целях против родного отечества и его граждан. Надо признаться, что на участников круглого стола эти намеки произвели слабое впечатления.
Страсти разгорелись, когда выступила главред журнала The New Times Евгения Альбац. С одной стороны, она отвергла законодательную инициативу по защите журналистов, заметив, что риск входит в пакет соглашения, заключенного между обществом и прессой. С другой – напомнила присутствующим в зале правоохранителям о существовании немаленьких организаций, получающих от государства немаленькую поддержку и давно по-взрослому травивших Олега Кашина. И не только его.
Представители этих организаций сидели тут же – и одна из них даже оказалась членом самой Общественной палаты. Комиссар молодежного движения «Наши» Ирина Плещеева дала суровую отповедь тем, кто занимается «политическим терроризмом». Сообщив мимоходом, что вовсе не считает Кашина талантливым журналистом, Плещеева не заметила нехорошей двусмысленности сказанного: мол, не велика потеря... На взгляд юной руководительницы Центра развития молодежных СМИ, нападения на журналистов прекратить совсем легко. Следует всего лишь перестать «давать повод для убийства». Простота аргументации ввела аудиторию в транс, и никто не стал спорить с членом Общественной палаты.
Плещееву поддержал член политсовета «Молодой гвардии «Единой России» Андрей Татаринов. Он сообщил аудитории, что организация, хотя и была всегда не в ладах с Кашиным, но соболезнование у себя на сайте все-таки вывесила. Правда, молодогвардеец-единоросс никак не объяснил, почему эта дежурная заметка сопровождалась глумливой постановочной фотографией того, кому выражалось сочувствие.
Отговорившись, палата закрыла заседание, пообещав попозже выработать свои рекомендации компетентным органам.