Сегодня на Триумфальной площади в Москве одновременно пройдут сразу две акции в защиту свободы собраний. Одна - согласованный с городскими властями митинг правозащитников во главе с Людмилой Алексеевой; вторая - соратников одного из лидеров "Стратегии-31" Эдуарда Лимонова, который призвал "не ходить в милицейский загон".
Напомним, что конфликт вокруг Триумфальной площади, на которой оппозиционеры уже долгое время добивались права провести акцию в защиту 31-й статьи Конституции РФ, разрешился на прошлой неделе, когда столичные власти согласовали проведение на площади митинга оппозиции с общей численностью участников до 800 человек. Глава Московской Хельсинкской группы согласилась на предложенные мэрией Москвы условия, однако Эдуард Лимонов назвал принятое ей решение "подлым поступком". Как пояснил сам Лимонов, "согласованные (разрешенные властью) митинги оппозиции не позволяют оппозиции достигнуть целей", в то время как "совместно пережитые неприятности от столкновения с силами милиции вызывают чувство подъема, порой даже ликование". Разумеется, что в этой ситуации митингующие меньше всего задумываются о целях своего прихода на мероприятие и заявленных требованиях.Конфликт между Лимоновым и Алексеевой стал не только проявлением разногласий между двумя организаторами акции, но и окончательно расколол несистемную оппозицию на два противоборствующих лагеря. Причём, глобальные разногласия коснулись в первую очередь либеральной части оппозиционной общественности. Например, на сторону Лимонова совершенно неожиданно встал диссидент Александр Подрабинек, назвавший главу МХГ "патентованным правозащитником", который ведёт себя "как пронырливый политик". И, напротив, писатель и оппозиционер Виктор Шендерович считает, что Лимонову "нужен скандал, мордобой. Кроме того, он по определению может принимать участие только в том, где он главный", – отметил Шендерович в программе на "Эхе Москвы", отметив, что "согласованный митинг – уже все, это не его формат".
По мнению директора Института социальных систем МГУ Дмитрия Бадовского, этот конфликт лишний раз подтверждает, что "Стратегия-31" уже давно превратилась в историю, где сам митинг не главное, а главное - это все, связанное с запретами, с разгонами. "И это - по сравнению с той ситуацией, которая была, и, как теперь становится понятно, вполне себе устраивала часть оппозиции. В некотором смысле они были бы рады, чтобы и дальше все это запрещалось. А здесь открылась реальная возможность для компромисса для того, чтобы выйти из этой ситуации патовой, которая была. Но, как мы видим, борьба за лидерство внутри самой оппозиции приводит к тому, что продолжается, так сказать, попытка сохранить атмосферу скандала, попытка не идти на компромисс и так далее", - заявил политолог в интервью Ньюсинфо.ру.
Похожего мнения придерживается и член Общественной палаты Ярослав Терновский. Как пояснил он в интервью "Правде.Ру", очевидно, что оппозиция никогда не была единой, и противоречия, которые существовали в ней, очень серьезны." Люди объединялись не с целью добиться чего-то позитивного, а с целью вызвать протест любыми способами", - сказал он, подчеркнув, что "как только ситуация поменялась и появилась возможность к сотрудничеству, она (оппозиция) сразу же начала трещать по швам". "Данная ситуация крайне неблагоприятна для оппозиционеров. Они готовы протестовать по любому поводу и бороться даже не с властью, а сами с собой, с обществом", - добавил Ярослав Терновский, отметив, что "крайне вредно то, что происходит со стороны таких господ как Лимонов".
Не исключено, что конфликт между Лимоновым и Алексеевым приведёт к появлению нового оппозиционного объединения. "Расколы, отколы и всякие демарши - это вещь, которая постоянно происходит. Возможно и такое, что если "Стратегия-31" перейдет в режим нормального проведения, Лимонов тогда будет искать какие-то новые проекты, которые можно будет реализовывать в противостоянии", - считает Дмитрий Бадовский.