Детство воспитанниц монастырского приюта окрашено в мрачные тона.
Фото РИА-Новости
Вчера органы Следственного комитета при прокуратуре по Владимирской области возбудили уголовное дело по фактам злоупотреблений, которые, по заявлениям несовершеннолетних воспитанниц, происходили в приютах при Боголюбском монастыре Владимиро-Суздальской епархии РПЦ.
Кто же будет отвечать по статье 127 УК РФ (незаконное лишение свободы)? Как сказано в одном детском стишке, «ищут пожарные, ищет милиция». СКП ищет состав преступления, который не нашла в октябре 2009 года, когда проводилось расследование по предыдущим жалобам. Московский Патриархат уже кое-что нашел: вдруг оказалось, что пресловутые приюты находятся не в ограде монастыря, а «организованы» якобы прямо на квартирах матерей пострадавших девочек.
Правда, результаты проверки по поручению уполномоченного по правам человека Владимира Лукина показали, что детей все же содержали на территории монастыря. «Многочисленные поклоны в качестве наказания, работа на поле с трех часов утра до десяти вечера с получасовыми перерывами на завтрак и обед. Помещение в затвор на втором этаже коровника, лишение еды – вода и сухари в течение 16 дней подряд. Избиение ремнем по 12, 50, 70 ударов. Чтение вслух Псалтыри до двух часов ночи – при том, что подъем в 5.30 утра» – такие показания сотрудникам аппарата омбудсмена дали сами воспитанницы.
Во вторник в дело вмешалось наконец Министерство образования и науки. «Мы сейчас разрабатываем предложения по вопросам контроля за детьми, находящимися под опекой в условиях их постоянного нахождения в религиозных организациях, приютах при монастырях. Этот вопрос обязательно должны контролировать органы опеки и попечительства», – заявила представитель ведомства Алина Левитская.
Однако в Минобрнауки еще не знают, что им, возможно, придется разбираться и с другим казусом – но уже по поводу католического приюта для детей с ограниченными возможностями. Накануне на круглом столе в Общественной палате рассматривалось обращение в связи с намечающейся ликвидацией этого богоугодного заведения, организованного в Восточном округе Москвы католической конгрегацией сестер матери Терезы. По уверению представителей управы района, где располагается приют, речь идет о здании, не приспособленном под образовательное учреждение. Но одна из монахинь, рассказывая о своем служении, так горько расплакалась, что один известный общественный деятель нервно заявил, что не выносит женских слез, и потребовал немедленно составить обращение по защите прав верующих от чиновничьего произвола.
Действительно, когда речь идет о детских судьбах, трудно не расчувствоваться. Кому еще доверить воспитание подрастающего поколения, как не тем, кто постоянно говорит о нравственности, сострадании, духовном самосовершенствовании? Матери девочек отдали их на попечение монахиням, несомненно желая блага своим детям. Точно так же три года назад очень верующие православные женщины забрали с собой в пещеру под деревней Погановка своих малолетних детей, спасая их от «светопреставления». Возможно, кому-то происходящее в государственной школе и тем более детских домах кажется сущим «светопреставлением» и абсолютным злом. А работа в поле и земные поклоны перед святыми ликами – абсолютным добром.
Русская православная церковь много лет последовательно добивается, чтобы в государственные общеобразовательные учреждения были допущены священнослужители. Присутствие духовных лиц призвано наполнить духовную пустоту, царящую, по мнению Церкви, в школе. Государственные органы и общественные организации этому всячески препятствуют. Не только потому, что государство отделено от религии, хотя это, конечно главное. Совершенно неизвестно, к каким именно представлениям о духовности и нравственности священники будут приобщать «малых сих».
Церковь, как известно – не корпорация, а свободное объединение людей на основе вероубеждений. Но эти убеждения могут сильно разниться. Мы это видим на многочисленных примерах, когда не утихают скандалы вокруг различных реакционных и консервативных групп, часто заявляющих о себе в самой агрессивной форме. Так, одна из таких групп недавно причинила физический ущерб известному миссионеру, близкому к Московской Патриархии. Так что и Церковь не всегда готова держать ответ за действия некоторых своих членов. Голос Иакова, а рука-то Исава!
С другой стороны, отсутствует четкая система контроля и мониторинга приютов и школ, учрежденных религиозными организациями. «Возникает проблема для государства – какие еще нормативные инициативы предпринять, чтобы дети не оказывались вне контроля наших органов опеки и попечительства», – из того же недавнего заявления представителя Минобрнауки. Это тем более актуальная проблема, что теперь при каждом православном приходе должна быть социальная служба, в том числе и для нужд несовершеннолетних. Кстати, столичные власти заявили, что до конца года будут определены участки для двухсот новых православных храмов. Стоит обратить внимание и на скаутские православно-патриотические лагеря, где уже случались смерти несовершеннолетних.
В то время как религиозные организации все активнее берут на себя социально-педагогические задачи, с которыми, как считают духовные лидеры, не в состоянии справиться государство, механизм взаимодействия этих двух миров – светского и религиозного – все чаще дает сбой. И эти вхолостую крутящиеся шестеренки перемалывают людские судьбы.