Второго декабря в Астане пройдет ныне редкое для этой европейской организации мероприятие – встреча лидеров на высшем уровне. Последний саммит ОБСЕ проходил в Стамбуле в 1999 году. Он запомнился как финальный внешнеполитический выход Бориса Ельцина: на нем президент РФ взял обязательства вывести российские войска из Грузии и Молдовы (через семь лет под давлением Саакашвили Россия вывела войска из Грузии). На том же саммите было принято соглашение об адаптации Договора об обычных вооружениях в Европе и установлены новые фланговые ограничения ДОВСЕ. Другой исторический саммит, в Лиссабоне 1996 года, зафиксировал новые постблоковые подходы на европейскую безопасность. Именно там говорили о необходимости строительства единой демократической Европы без разделительных линий. Непублично обсуждались границы расширения НАТО на восток, и, как известно, впоследствии в отношении России эти договоренности были нарушены.
Опуская оценки этих саммитов, надо признать, что на высший уровень принятия решений ОБСЕ поднимались не просто текущие проблемы, но и сущностные вопросы европейских отношений. Несмотря на кризис самой этой организации, можно сказать, сформировалась особая традиция отношения к ее саммитам, их воспринимают как нечто работающее, имеющее реальные политические последствия, а иногда как исторического значения мероприятия. Сможет ли саммит в Казахстане поддержать этот высокий уровень?
Дело не в месте проведения саммита, а в существе вопросов для обсуждения. С определенной долей уверенности можно предположить, что главной темой высокого форума в Астане станет комплекс вопросов безопасности Центральной Азии. Понятно и почему саммит необходим Казахстану – это мероприятие повышает международный престиж страны, делает ее национального лидера фигурой европейского масштаба.
Но возникает ощущение некой имитации или игры. С одной стороны, все просто отлично. Впервые государству СНГ оказали высокое доверие нести статус председателя ОБСЕ и быть столицей для нового саммита. То есть видна некая положительная тенденция готовности западного мира передавать ряд управленческих функций глобального характера постсоветским государствам и конкретно союзнической связке Россия–Казахстан. С другой – совершенно очевидно, что западные державы передают бразды ОБСЕ на восток в тот период, когда эта организация уже не играет той роли, которую играла в 1990-е годы. ОБСЕ сдают на время.
И все-таки что можно обсуждать на саммите в Астане? Конечно, ситуацию в Киргизии, где по-прежнему неспокойно. Однако Бишкек опасается появления международных инспекторов и дальнейшего расследования. Власти не смогли предотвратить антиузбекские погромы, более того – силовики встали на сторону киргизской части населения. Именно эти факты могут всплыть в ходе присутствия Миссии ОБСЕ и сбора информации для международного расследования.
Другая тема для саммита – инициатива президента Дмитрия Медведева о Договоре европейской безопасности и схожее по смыслу французское предложение о создании «евро-атлантического и евразийского пространства безопасности».
В последнее время много говорят о приднестровской тематике саммита. Известно, что урегулирование приднестровского конфликта было объявлено одним из приоритетов казахстанского председательства в ОБСЕ. Представители Казахстана побывали в Кишиневе и Тирасполе, провели там ряд встреч. Как оказалось, они были своевременными. Сегодня налицо движение в направлении урегулирования: разблокирована граница с Украиной для приднестровских грузов, пошли поезда через этот регион – всего этого не было с 2006 года. Соответствующая договоренность достигнута между молдавским премьером Владимиром Филатом и лидером Приднестровья Игорем Смирновым. Об этом обязательно пойдет разговор на саммите в Астане, хотя подвижки в урегулировании конфликта на Днестре заслуга не посредников – России, Украины и ОБСЕ, представляемой Казахстаном, а самих сторон – Молдавии и Приднестровья. Приднестровская тематика еще больше актуализировалась после встречи в Давиле президентов России, Франции и канцлера Германии. Известно, что по ее окончании Дмитрий Медведев сделал заявление, которое взбудоражило не только стороны конфликта – Молдавию и Приднестровье, но и посредников – Украину и ОБСЕ. Дело в том, что президент РФ, называя страны, от которых будет зависеть окончательное решение приднестровского конфликта, назвал Румынию, никогда не входившую в переговорный формат. И забыл Украину и ОБСЕ. Определяющими сторонами в решении вопроса будут Россия, ЕС и Румыния. Вероятно, на саммите будет обсуждено и это.
Наконец, последний сюжет – Афганистан. По этому вопросу можно собирать сотни безрезультативных саммитов. Зато в Астане могут объявить о готовности участия военнослужащих Казахстана в операциях альянса в Афганистане.
Нужен ли державам ОБСЕ для обсуждения этих вопросов саммит? Ответ придет после. В то же время, если поставить вопрос так – нужен ли он России, то уже сегодня на него можно ответить скорее утвердительно.