Московская дискуссия о мечетях не есть конфликт (тем более между цивилизациями), это нормальное, хотя и острое обсуждение насущной городской проблемы. В связи с этим хочется привести несколько фактов, которые отражают объективную реальность и которые нельзя не признать.
Факт первый. В Москве мечетей мало.
Факт второй. Никто толком даже не знает, сколько в Москве мусульман. Попадается цифра в 600 тыс., 1 млн., 1,5 млн., 2 млн. Кстати, 2 млн. в свое время называл неплохо информированный Юрий Лужков. Возможно, он имел в виду «большую Москву». Но собственно для города выберем золотую середину – от одного до полутора миллионов мусульман. В любом случае нынешних полдесятка мечетей, согласитесь, недостаточно.
Заметим попутно, что далеко не везде есть мечети и в крупных областных городах. Например, в Наро-Фоминске на то, что условно можно назвать мечетью, жалко смотреть.
Факт третий. Строить в Москве мечети надо. Возникают вопросы: сколько и где? По поводу «сколько» называются разные цифры – 40, 100┘ Цифры берутся с потолка. В связи с этим вспоминается признание одного муфтия, как-то обронившего, дескать, «понастроили повсюду мечетей, а они пустые стоят». (Впрочем, как и церкви.) Словом, прежде чем строить мечеть, надо четко знать, где она более востребована. Это должны определять администрация города и Совет муфтиев России. Отношения между ними были доверительными, надеюсь, такими и останутся, и потому, думается, они к общему мнению придут.
Однако вопрос, где мечети можно и нужно строить, непрост. Нет у нас в Москве этноконфессиональных анклавов. И, не дай бог, появятся. Мусульмане живут в целом дисперсно. Где-то – например в районе проспекта Мира, их больше, где-то – меньше.
Конечно, мечети нельзя «строить вдали от жилых кварталов». Такое поступившее от одного исламоведа предложение а) вызовет обиду у мусульман; б) будет способствовать формированию у них «геттообразного» сознания┘ Чего мы все, москвичи и россияне, должны не допустить.
(Может, и церкви тогда отправить на выселки? Вот вам и будет равенство конфессий.)
Факт четвертый. Надо вести, как говорили в советскую старину, «систематическую разъяснительную работу» – работу среди населения. Аргумент есть убойный: мусульманам надо где-то молиться. Они нам, православным и атеистам, не чужие. Татары – те вообще коренные москвичи.
Нынешний конфликт в Текстильщиках чем-то напоминает бузу вокруг Химкинского леса. Печально то, что в Текстильщиках кто-то может оказаться победителем. Если мечеть будет построена назло аборигенам, раздражения против ислама, исламофобии будет выказано более чем достаточно. Если мечети не будет, то ее противники расцветут от квасной гордости – мол, вон как мы этих┘ которые, ну, в общем, понаехали тут вместе с бен Ладеном┘ Вывод: любое решение должно быть крайне осторожным, удовлетворить всех, как минимум подавляющее большинство.
Факт пятый. Надо помнить и быть готовыми к тому, что мечеть – не просто храм, это центр социализации мусульман, их общения. Не хочу много распространяться на этот счет, но если количество мечетей будет возрастать (что, повторяю, неизбежно), то и власти, и мусульманским духовным авторитетам необходимо знать о том, что происходит в мечетях, какие острые проблемы там обсуждаются. Это не доносительство. Это систематическое отслеживание ситуации, анализирование, которое имеет место по всему мусульманскому миру.
Готова ли к этому российская власть? Нет! (ФСБ не в счет, она, как пионер, всегда готова.) Задумываются ли над этим в Духовном управлении мусульман? Наверное, задумываются.
Факт шестой. Московские мечети должны быть красивыми, я бы даже сказал, изысканно красивыми. Москва – уже самый крупный мусульманский город Европы. И мечеть (обязательно с минаретом!), хотя это кому-то покажется диким и вызывающим, рано или поздно станет частью нашего архитектурного ландшафта.
Случайно мне довелось видеть некоторые, увы, отвергнутые архитектурные проекты, на основе которых можно было творить истинные чудеса.
Только ленивый не рассуждает (в основном болтает) о так называемом диалоге цивилизаций – штуке маловразумительной и непонятной. Не стоит карабкаться на религиозно-философские небеса. Лучше научиться спокойно вести разговор о насущном, о совместном бытии, о взаимной терпимости, о поиске решения по конкретным вопросам, таким, как будущее мечетей в Москве.