Китайские ракеты могут стать конкурентами российским при доставке космонавтов и грузов на МКС.
Фото Reuters
Вчера завершился пятидневный визит администратора NASA Чарльза Болдена в Китай. Цель этого визита – проведение предварительных переговоров с Китайским инженерным управлением пилотируемых полетов, а также ознакомление с организациями и предприятиями, задействованными в осуществлении пилотируемой программы Поднебесной.
Это всего лишь второй визит главы NASA в Китай. Первый совершил предшественник Болдена Майкл Гриффин в 2006 году. Вернувшись в США, Гриффин тогда выразил надежду, что выработанный в рамках проекта Международной космической станции (МКС) механизм международного партнерства когда-нибудь позволит Китаю присоединиться к странам, осваивающим космос коллективными усилиями. Правда, при этом Гриффин исключил взаимодействие Китая и США в деле строительства и эксплуатации МКС, хотя и допустил, что обе страны могут сотрудничать в пилотируемых космических проектах, «имеющих более низкий приоритет, чем МКС».
Интерес, который может представлять Китай для США в космосе, следует из слов Гриффина, когда он объяснял, почему у двух стран нет основы для взаимодействия в рамках проекта МКС. «Партнерство с Россией┘ уже хорошо работает», – подчеркнул он. Но главное, что имеет Америка от этого партнерства, – транспортные услуги, предоставляемые с помощью «Союзов». Таким образом, то, что США, возможно, захотят получить в будущем от Китая, – это также доставка астронавтов и грузов на околоземную орбиту с помощью кораблей «Шеньчжоу».
Подобный сценарий американо-китайского взаимодействия в космосе вписался бы в общую философию международного сотрудничества Соединенных Штатов, суть которой состоит в том, чтобы избежать зависимости от какой-либо страны или группы стран, особенно в ключевых для национальных интересов США сферах. Как известно, в течение ближайших нескольких лет астронавты NASA не смогут попасть на борт МКС, кроме как на «Союзах». Конгрессмены уже выражали озабоченность данной ситуацией, отмечая, что она позволит Москве диктовать Вашингтону свои условия полетов на станцию, даже если они по каким-либо причинам не будут приемлемы для Соединенных Штатов.
Таким образом, визит Болдена можно было бы рассматривать как шаг, направленный на ослабление монополии России на пилотируемые полеты на МКС. Более того, он вписывается в обнародованную в июне этого года новую концепцию Белого дома в области национальной космической политики США. В данном документе содержится призыв к NASA расширять международное сотрудничество в космосе на взаимовыгодной основе.
С учетом того, что агентство традиционно формирует свою политику с оглядкой на Белый дом, можно утверждать, что визит Болдена был одобрен администрацией президента Барака Обамы. Кроме того, есть основания предположить, что планируемая поездка главы NASA в Китай является частью общей политики Вашингтона, направленной на «оттаивание» отношений с Пекином, в частности в военной сфере.
Курс на сближение с Китаем в космической сфере получил поддержку и у ряда законодателей. Так, демократы и республиканцы, входящие в «Китайско-американскую рабочую группу», призвали Болдена рассмотреть возможность создания унифицированного стыковочного узла для МКС, способного принимать «Союзы», «Шеньчжоу» и будущий американский корабль «Орион».
Однако некоторые влиятельные члены Конгресса – члены Республиканской партии – не разделяют взгляды Белого дома и своих коллег на возможность сотрудничества США и Китая в космической сфере. Среди них Фрэнк Вулф, в прошлом – глава подкомитета нижней палаты Конгресса, осуществляющего контроль за бюджетом NASA. (Вулф, весьма вероятно, вернет себе эту должность, если большинство мест в Палате депутатов в результате ноябрьских выборов отойдет к республиканцам.) В письме Болдену эти конгрессмены попросили администратора «лично пообещать», что в ходе его визита в Китай «ни при каких обстоятельствах не будут обсуждаться вопросы сотрудничества в сфере пилотируемых космических полетов».
Насторожило конгрессменов и то, что после поездки Болдена представители Поднебесной посетят с ответным визитом аэрокосмические предприятия США. «Китай усиливает агрессивность свой мировой политики, а его интересы редко совпадают с нашими, – подчеркнул Вулф. – По данным спецслужб США, из всех зарубежных разведывательных организаций китайцы осуществляют самый агрессивный шпионаж за американскими правительственными ведомствами. Китайская аэрокосмическая промышленность в течение десятилетий обеспечивала ракетными технологиями и оборудованием режимы-изгои типа иранского и северокорейского». Вулф потребовал от Болдена информации о содержании его предполагаемых бесед с китайскими коллегами, а также список предприятий и организаций, которые посетят китайцы в ходе ответного визита в США.
Отсутствие единства внутри политического истеблишмента США в подходе к сотрудничеству с Китаем в космосе вряд ли позволит Поднебесной стать в обозримом будущем партнером США в области пилотируемых полетов. Даже NASA не мыслит подобное партнерство, пока Китай не сделает свою космическую программу более «прозрачной».