Благоустройство городской территории станет одним из критериев оценки деятельности градоначальников.
Фото Владимира Захарина
Президент Дмитрий Медведев распорядился разработать перечень критериев оценки деятельности мэров. Сейчас он существует лишь для региональных глав. Низкие социально-экономические показатели могут стоить губернатору поста. Критерии оценки работы мэров призваны упростить процедуру их отставки. Но, с другой стороны, у градоначальников появится возможность соотносить результаты своей работы с губернаторскими показателями. Обычно в региональных столицах социально-экономические параметры выше, чем по регионам в целом. В итоге может оказаться, что избранные мэры эффективнее назначенных губернаторов.
Глава государства издал список поручений по итогам первого заседания президентского совета по развитию местного самоуправления, которое состоялось 5 октября.
В срок до апреля будущего года президент распорядился разработать перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Особое внимание он требует обратить на вопросы благоустройства. Выступая на заседании муниципального совета, Медведев заметил, что «за благоустройство буквально любого, практически каждого клочка земли должен кто-то отвечать даже в такой огромной стране, как наша»: «Если не будет ответственного, если не будет хозяина в широком смысле этого слова, то всегда будет беспорядок. Спрос в целом обычно происходит с муниципального руководства. Поэтому вполне естественно включить в число критериев оценки деятельности органов местного самоуправления показатели благоустройства соответствующих населенных пунктов». Ответственным за исполнение президентского поручения назначен премьер-министр Владимир Путин.
Сейчас критерии оценки деятельности существуют лишь для глав субъектов Федерации. Они в первую очередь описывают социально-экономические показатели регионов, а также уровень их развития. Низкие параметры могут стоить губернатору должности. Глава региона, претендующий на продление срока полномочий, должен соответствовать четырем президентским требованиям: занимать должность не более четырех сроков подряд, быть не старше 70 лет, пользоваться поддержкой жителей региона, а также иметь приемлемые социально-экономические показатели. Если на один из пунктов есть отрицательный ответ, шансы на переназначение нулевые. Стоит ли говорить о том, что социально-экономические показатели как раз и отражены в критериях оценки деятельности региональных глав. Впрочем, история с отставкой мэра Москвы Юрия Лужкова продемонстрировала, что политическая воля может и не вписываться в установленные правила. Ведь недоверие Лужкову глава государства высказал вовсе не по причине низких социально-экономических показателей. Они в столице, напротив, самые высокие в стране.
Теперь подобные критерии будут разработаны и для измерения работы градоначальников. В 2008 году в первом Послании Федеральному собранию глава государства выступил с инициативой наделить муниципальных депутатов правом отстранять от должности нерадивых градоначальников. Соответствующие изменения были внесены в федеральный закон о местном самоуправлении. В нем прописано несколько оснований для отставки мэра. Одно из них – неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования по результатам ежегодного отчета перед депутатами горсовета, правда, в том случае, если она дана два раза подряд. Вот только в законе не расшифровано, из каких показателей должна складываться эта оценка. Утверждение перечня критериев как раз и позволит устранить этот пробел. Иначе говоря, депутатам будет гораздо проще оценивать деятельность мэра, если у них будет наглядное представление, что означает хорошая работа градоначальника и какими показателями она измеряется. Это обстоятельство, по сути, упростит местным законодателям процедуру отрешения неугодных мэров от должности. Более того, конкретные цифры и факты опальным градоначальникам гораздо сложнее будет оспаривать в судах.
В первую очередь это касается всенародно избранных мэров, особенно если их партийная принадлежность отлична от единороссовской. По большому счету, чтобы сократить число неуправляемых градоначальников, и была придумана норма о возможности замены прямых выборов мэра на процедуру избрания градоначальника из состава городского совета депутатов. И хотя партия власти пытается распространить эту практику повсеместно, пока ей удается это сделать далеко не везде.
Между тем введение системы критериев оценки деятельности мэров может сыграть на руку действующим градоначальникам, особенно главам региональных столиц. Не секрет, что мэры областных центров, в первую очередь те, кто прошел горнило прямых выборов, находятся далеко не в безоблачных отношениях с губернаторами. Тут есть и еще один любопытный момент: как правило, большая часть населения того или иного субъекта Федерации сосредоточена в областных центрах, которыми руководят избранные мэры. Более того, в региональных столицах социально-экономические показатели зачастую бывают выше, чем по субъекту в целом. Так, в областном центре совсем иной уровень зарплат, а соответственно иные параметры качества жизни. Вот тут-то и может возникнуть несостыковка. У избранных мэров на руках появится сравнительная аналитика. Они смогут соотносить результаты своей деятельности с губернаторской. И если их показатели окажутся выше, то в итоге можно будет констатировать, что избранные градоначальники намного эффективнее назначаемых региональных глав.
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский отмечает, что система критериев оценки работы мэров прежде всего призвана наполнить содержанием нормы ответственности градоначальников и отрешения их от должности. Вместе с тем эксперт полагает, что мэрские параметры будут отличаться от тех, которыми замеряется деятельность губернаторов, чтобы избежать нежелательных сопоставлений.