Последнее время много говорят о создании в стране единого следственного комитета. Вспоминают американское ФБР (Федеральное бюро расследований). Предлагают сделать, как у них. Сразу скажу: не получится. Для того чтобы сделать, как у них, надо полностью изменить законодательство, судебную систему, да и всю правовую систему искурочить.
Я – категорический противник создания единого следственного органа и говорю об этом давно. Монополизм опасен во всех его проявлениях (вспомните жаркие споры 1989–1990-х годов на эту тему). В сфере следствия эта опасность возрастает многократно: через очень небольшой промежуток времени никто, повторяю – никто, не будет гарантирован от произвола. Даже высшие лица государства. Что они могут сделать? Начальника поменять? Хорошая система работает и в отсутствие начальника, а эта система по законам синергетики себя отрегулирует очень быстро.
Очень быстро произойдет падение профессионализма работников именно на тех участках, где он необходим больше всего. Опыт всех больших корпораций свидетельствует об этом.
Бюрократия и коррупция достаточно быстро начнут выстраивать этого монстра под себя. Как результат – система начнет работать на самообслуживание, а расследование преступлений все больше и больше будет отходить на задний план. Это, кстати, уже проявляется. Кто захочет убедиться – пусть прочитает проект закона о Следственном комитете РФ.
Идея создания единого следственного органа не нова. Впервые она появилась на страницах открытой печати в 1968–1969 годах. Пообсуждалась совсем недолго и забылась. Даже в те годы, когда все висело на одном гвозде, который назывался ЦК КПСС, и создание единого следственного органа было естественным и логически оправданным шагом, старцы из политбюро пришли к выводу о пагубности и опасности создания такового для следствия и для страны.
Затем эта идея возникла в начале 90-х и срезонировала в середине 90-х, но оформления не получила, если не считать глупого и скоропалительного уничтожения следственного аппарата в ФСБ (последствия этого шага аукаются до сих пор). Значит, не все так просто.
Сегодня ситуация качественно поменялась, и старые решения не годятся. В нынешних условиях следствие надо не централизовывать, а дисперсировать.
Президент полностью выделил следствие из прокуратуры. Совершенно правильно! Но этого мало. Надо также изъять следствие и из МВД, соединив оба следственных комитета в один, подчиняющийся президенту. Одновременно следует усилить надзорные обязанности (именно обязанности, а не просто функции) прокуратуры, в том числе и за следствием. Усилить так, чтобы никому из следственных работников и в голову не пришло ослушаться прокурора. Указание прокурора должно выполняться незамедлительно и без обсуждения! Конечно, для этого и сами прокуроры должны очень хорошо разбираться в следствии. Навыки еще не потеряны.
К тому же одновременно следует укрепить следственные аппараты ФСБ, создать полноценное следствие в органах наркоконтроля и обязательно в таможне. Слишком большая специфика дел и зависимость от оперативной работы (в ФБР, например, нет деления на следственных и оперативных работников), проходящих по этим ведомствам, чтобы все валить в одну кучу. Так, для подготовки квалифицированного следователя в системе ФСБ требуется не менее десяти лет. В обычном следствии – не более пяти.
Кроме того, очень нужно создать специальное следствие «по финансам». Количество таких дел в ближайшие годы будет только увеличиваться, а схемы уворовывания предельно усложняться. Данная группа преступлений тесно переплетается с коррупцией. Это мировая тенденция, и мы от нее ни за что не отстанем. Такого специального следствия у нас никогда не было (и в мире опыта практически нет, хотя в ряде стран есть специальное следствие по налоговым преступлениям, что совсем не одно и то же), и начинать надо будет с нуля: подготовка кадров, разработка методик, ревизия законодательства (вытравить все коррупционные ниши) и т.д.
Наконец, очень больной момент – следствие «по своим», то есть по работникам правоохранительной системы. Раньше им занималась прокуратура. В нынешних условиях будет оптимальным, если такое следствие будет вести Министерство юстиции. Надеюсь, что много людей для этого не понадобится, но все они должны быть специалистами высшего класса.
Наличие множества следственных структур не запутает, а оздоровит следствие, создаст здоровую конкуренцию и будет способствовать повышению качества всей следственной работы. Больших денег это тоже не потребует. Законодательное обеспечение сделать можно быстро, было бы желание. Заделы есть везде (кроме финансового следствия). В случае реализации этого проекта мы сделаем реальный рывок вперед. «Россия, вперед!».