Спецслужбы обнародуют методы оперативной работы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Комитет Госдумы по безопасности вчера подготовил ко второму чтению правительственный законопроект об отнесении к гостайне сведений о противодействии терроризму. Наиболее сомнительная часть документа, направленная, по мнению многих экспертов, против СМИ, из него была исключена. Таким образом, ФСБ, судя по всему, сделала выводы из предыдущего скандала, когда обсуждением и осуждением законопроекта об официальных предупреждениях занялись даже зарубежные политики и правозащитники. Впрочем, в рассмотренном вчера на комитете законе темные места остались.
Правительственная инициатива по корректировке закона о гостайне, согласно которой к ней предполагалось отнести и сведения о борьбе с терроризмом, ко второму чтению подготовлена. Вчера комитет Госдумы по безопасности утвердил уточненную редакцию законопроекта. Ответственная за его проведение через ГД Федеральная служба безопасности пошла на уступки. Например, как не раз писала «НГ», в первоначальном варианте предлагалось засекретить некие «формы, методы и условия организации и планирования террористической деятельности». Теперь же эта норма из текста исключена по настоянию думцев и согласию на то самого силового ведомства. Напомним, что добиться от чекистов расшифровки туманной формулировки никому не удалось. Даже на заседании профильного комитета перед первым чтением замдиректора ФСБ Юрий Горбунов не ответил на вопрос, зачем его структура предлагает такую поправку. А ряд экспертов и депутатов ГД сделали вывод, что она напрямую касается СМИ. Которые и занимаются тем, что всячески стремятся выявить эти «формы, методы и условия», чтобы рассказать о них читателям, слушателям и зрителям. Председатель комитета ГД по безопасности Владимир Васильев, отвечая на вопрос «НГ», действительно ли ФСБ начала работать с депутатами более конструктивно, ответил оригинально: «Я рад, что не только я это заметил».
Однако необходимость новой редакции закона о гостайне не вполне понятна. И, кстати, после вчерашнего обсуждения на профильном комитете, закончившемся уступками, в ней все равно остается много неясностей. Скажем, секретными предполагается сделать сведения об антитеррористической и противодиверсионной защищенности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры. Вчера вроде бы было решено, что к гостайне надо будет относить не сами эти объекты, а меры, которые обеспечат их безопасность. Но вот, например, зампреду комитета ГД по безопасности Геннадию Гудкову так и не удалось получить от представителя ФСБ ответ, на основании каких критериев информация о мерах будет секретиться. Гудков заметил, что и инструктаж школьных учителей тоже является этой самой мерой. И опять конкретных ответов не прозвучало. Силовое ведомство только обещает, что часть ответов на свои вопросы критики законопроекта получат в указе президента № 1203. В нем перечислен перечень сведений, составляющих гостайну. Что же касается списка «критически важных и потенциально опасных» объектов и критериев их определения, то, как можно было понять из слов пришедшего на заседание комитета сотрудника ФСБ, эта тема будет раскрыта в ведомственных нормативных актах к закону об уровнях террористической угрозы. Проект такого закона, возможно, будет обсуждаться уже в конце этого месяца. Вот, правда, представитель ФСБ не уточнил, какая часть этих актов сама по себе окажется секретной.