Результаты осенних выборов в региональные и местные органы власти успешны для «Единой России»: партии везде удалось улучшить свои же результаты предыдущего цикла, вернуть проигранные ранее регионы и города, убедительно подтвердить реноме лидирующей политической силы. Но это тот случай, когда оптимизм не должен переходить в эйфорию: «внутри» кампания была намного сложнее и неоднозначнее, чем может показаться, если исходить только из «цифр на табло». В преддверии года большой думской кампании содержательный анализ «малых» кампаний 2010 года должен быть особенно тщательным.
Почему в этот раз никто не смог успешно оспорить лидерство «Единой России»? Казалось бы, сделать это не так уж и трудно: статус партии власти обязывает распылять силы на все без исключения кампании, в то время как оппоненты могли сосредоточиться на какой-то одной или нескольких точках и хотя бы в одной из них добиться победы.
Основные оппозиционные партии вроде бы так и сделали – но им это не помогло. Сейчас их лидеры вновь, как и год назад, будут театрально разводить руками и сетовать на «админресурс» (слово, уже ставшее универсальным оправданием политической импотенции жалующегося). Но, думаю, сами-то они понимают, что в 2010 году играть «от власти» – не такая уж и фора. Запрос на обновление сегодня уже интегрально сильнее запроса на стабильность. А соответствовать ему гораздо легче, если ты не несешь груза ответственности за годы предшествующего правления.
Почему же оппозиционным думским партиям не удалось разыграть этот козырь на осенних выборах 2010 года? Мой диагноз таков: причина в том, что они вели кампанию посредством устаревшего, никуда не годного инструментария. Они сделали ставку на массированную пропаганду и контрпропаганду, ведущуюся в основном медийными средствами (чего стоят одни только многомиллионные тиражи газет, издававшихся «Справедливой Россией»). Но кампания, в которой основной упор делается на медиа, срабатывает лишь в атомизированном, лишенном непосредственной социальной связности обществе. Десять лет назад мы такими и были – и потому королями выборов были разного рода «черные технологи», достигавшие небывалой изощренности в искусстве поливания дерьмом политических оппонентов в средствах массовой информации. Сегодня эта «профессия» на глазах теряет востребованность.
И дело не в том, что люди перестали верить СМИ. Просто теперь у них, кроме медиа, есть еще много тех, кому верить. Соседи, коллеги, работодатели, даже случайные попутчики по общественному транспорту – любому из них сегодня больше веры, чем телерекламе. Да и обычные региональные и местные газеты и телеканалы, годами завоевывавшие себе аудиторию, сегодня дорожат им и не разменивают на лихие предвыборные деньги. А доверие им по определению больше, чем опущенной в почтовый ящик предвыборной макулатуре.
Наше сегодняшнее общество – больше не посткатастрофная взвесь атомизированных индивидов. За годы стабильности многое изменилось. Люди стали чувствовать себя более уверенно, у них появились собственный голос и чувство ответственности за положение дел в окружающем их пространстве – уже не только в своей квартире, но и в своем подъезде, дворе, районе. Наше общество – пусть еще слабый и неокрепший, но уже вполне живой организм. И в работе с ним «черные технологи» с их траченым молью реквизитом непригодны.
Хочешь победить на выборах в регионе – строй партийную структуру, наращивай низовой актив, собирай средства, готовь и выноси на обсуждение программные инициативы – только реалистичные, а не «все поделить». Обрастай союзниками в общественных организациях, знакомыми журналистами, готовь набор публичных спикеров по волнующим общество темам. Отлаживай механизмы обратной связи: сегодня люди гораздо в большей степени хотят быть услышанными, нежели готовы слушать чью-либо пропаганду. Короче, веди долговременную, системную политическую работу на долгую перспективу. А если ты ничего этого не делал – не надейся, что большие деньги и нанимаемые за них заезжие факиры заполнят эту лакуну.
Почему так много внимания поражению оппонентов? Потому что слабость системных партий в конечном итоге бьет и по «Единой России» тоже. Неспособность системной оппозиции агрегировать присутствующие в обществе протестные настроения приводят к появлению ниш для «внепартийной» политики. Которая плоха в первую очередь тем, что находится «по ту сторону» законных демократических процедур. А именно на них опирается наша партийная система.
Для ЕР это означает, что ей приходится делать двойную работу. С одной стороны, конкурировать с оппозиционными партиями за избирателя. А с другой – вместе с этими партиями бороться за партизацию политики, а тем самым и за партизацию власти. Именно это является стержнем политической повестки предстоящего года. Года больших выборов.