Виктор Янукович вернул Украине Конституцию 1996 года. Таким образом под контроль украинского президента снова перешел весь силовой блок, включая генпрокурора и главу спецслужб. Благодаря такой трансформации президент вправе проводить любые реформы власти, ликвидировать или создавать новые ведомства. Разделаться со спорным наследием компромиссной Конституции декабря 2004 года Януковичу необходимо было не только для укрепления личных позиций, но и ради пролонгации выбранного курса укрепления президентской вертикали исполнительной власти. Заметим, что Основной закон 2004 года принимали в условиях жесточайшего кризиса, на грани силового противостояния оранжевых и регионалов. Конституцию утверждали не по закону, а согласно целесообразности, вписав туда возможность третьего тура выборов и необходимость создания парламентской республики.
Нынешняя «возвратная» процедура конституционного закона также не лишена изъяна, следуя демократической логике, она требовала проводки через парламент. Однако у Партии регионов нет конституционного большинства в Верховной Раде, поэтому ограничились решением Конституционного суда по запросу фракции.
Необычность ситуации для Киева в том, что придется менять все законодательные акты, согласованные с Конституцией 2004 года, а это порядка 600 законов. Под вопросом оказывается и легитимность нынешнего президента, ведь его выбрали по старой Конституции. Часть законов вообще придется ликвидировать. Возврат политической Украины в 1996 год ставит под вопрос и необходимость наличия правящей коалиции. Она теряет смысл, ведь все основные решения теперь будет принимать аппарат администрации президента. Это предопределяет некоторую полосу нестабильности, видимо, на несколько месяцев, пока политическая и законодательная практики не будут приведены в соответствие с новой Конституцией. Но исключительность момента в том, что большинство влиятельных украинских групп вроде бы согласны с таким обратным процессом, понимая ущербность сложившейся политической конструкции, при которой тотальный конфликт ветвей исполнительной власти – ее неотъемлемое свойство. Поэтому и не пришлось судей ломать через колено. Не потребовалось и какой-либо иной встряски типа Майдана.
Янукович практически беспрепятственно выстраивает свою вертикаль. Выборы в региональные парламенты 31 октября станут первым серьезным испытанием на прочность отстраиваемой системы. За семь-восемь месяцев Янукович сумел подчинить себе областные власти, перестроить систему управления в Крыму, наиболее самостийном и сложном регионе Украины, где главной фигурой многие годы был руководитель парламента из ряда местных политиков. Теперь главную роль там играет кабинет министров во главе с выходцем из Макеевки, а многие посты занимают представители Донецка, что также необычно для Крыма и могло бы вызвать кризис. Однако регионы чувствуют силы, чтобы победить в Крыму с 60–70% голосов. Если в целом по Украине Партия регионов получит запланированные крымские результаты, то больших препятствий для закрепления новой конфигурации власти во главе с «главной партией» не будет. Партия регионов превратится в правящий номенклатурный клуб. Конечно, вряд ли в Украине мы увидим квазиавторитарные 85–90% поддержки, как это было в последние годы у «Единой России». Там будет по-другому, мягче. Но говорить о том, что Янукович не Кучма, уже станет бессмысленно, он станет в чем-то крупнее Кучмы. Возможно, не по личным характеристикам, а по заслугам команды.
Чем же может ответить на шаги Януковича западно-украинская идеологическая оппозиция? Осознание того, что ситуацию диктует Донецк, оказалось недостаточным стимулом для формирования встречного политического импульса. Казалось бы, за последние месяцы было столько поводов для взрыва массового недовольства: это и харьковские соглашения с Москвой, и новые высокие газовые тарифы для населения, а теперь и возврат старой Конституции. По-прежнему сильна популистская риторика Юлии Тимошенко. Но возникновение оппозиционного всплеска не происходит. Если западноукраинские оппозиционеры не смогут поднять электорат в реакции на вертикализацию власти, то чего им ждать после 31 октября? Если партии Олега Тягнибока, Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко, Арсения Яценюка не получат существенной поддержки населения, Янукович добьется решения еще одной задачи – маргинализации оранжевого фланга.
Итоги местных выборов позволят заглянуть на пару лет вперед. Коль скоро Янукович расчистит себе политическое пространство, Москва не позволит рухнуть его правительству под ударами экономического кризиса. Евросоюз также сделает все для поддержания стабильности его власти, ведь он единственная сила, на которую Брюссель сможет опереться в Украине. Нынешний президент Украины смотрит на Восток, но с ним всегда можно договариваться по всем вопросам. Что касается США, то курс Барака Обамы в отношении РФ не предполагает подъема волны размежевания между Украиной и Россией.
В 2011 году в Украине ожидаются парламентские выборы, они выведут на сцену обновленную партию власти. Янукович окончательно вырулит на известную во многих постсоветских странах модель консолидации власти, но это будет не московский маршрут, а сугубо украинский. Очень похожий, но другой.