Сергей Собянин разгромил инициативу единороссов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Правозащитная общественность несколько обескуражена действиями партии «Единая Россия». Группа единороссов на днях предложила усилить полномочия общественных наблюдательных комиссий (ОНК) за соблюдением прав человека в местах заключения. Соответствующие поправки в закон уже внесены – и это хорошо. Плохо же то, что правительство уже заявило, что оно не поддерживает этот законопроект. Между тем общественники были уверены, что осенью работа вокруг ОНК будет продолжена. Они подозревают, что партия власти таким образом хочет просто закрыть данную тему.
Группа депутатов из фракции «Единая Россия» встала на защиту тех представителей общественности, которые занимаются контролем за соблюдением прав человека в СИЗО и тюрьмах. В думской базе на днях появился законопроект, предлагающий резко увеличить полномочия так называемых общественных наблюдательных комиссий. Правозащитников, как известно, не всегда пускают в те места, где права подследственных или заключенных нарушаются чаще всего. Поэтому-то единороссы и предложили, в частности, расширить список таких мест, добавив, скажем, медвытрезвители или фильтрационные пункты, где накапливаются нелегальные мигранты перед их депортацией.
Кроме того, депутаты из ЕР порешили, что члены ОНК должны получить право беседовать с сидельцами в СИЗО по поводу обеспечения их прав без специальных на то разрешений следователей или судей. Здесь, заметим, явно видны последствия дела Сергея Магницкого, как раз и умершего в СИЗО оттого, что ни суд, ни следствие в упор не слышали его жалоб на плохое здоровье – судя по всему, исключительно в целях ускорения следственных действий. Так вот чтобы таких Магницких больше не было, единороссы предложили привлекать членов ОНК к проверкам пенитенциарных заведений. И еще много и много хорошего написали они в своем законопроекте, который был подготовлен еще весной. Напомним, кстати, что как раз в то время в Госдуме обсуждались совсем иные поправки к закону об ОНК. В них предлагалось, наоборот, поставить беседы правозащитников с зэками под более плотный контроль тюремной администрации. Однако тогда такое ужесточение удалось остановить. Общественники пожаловались наверх, а оттуда на Госдуму было спущено указание ОНК не обижать. Тогда же при первом замруководителя администрации президента Владиславе Суркове была образована рабочая группа, поставившая перед собой задачу обновить закон об ОНК.
Как уверяют правозащитники, появившиеся на днях в ГД поправки к нему от ЕР частично с достигнутыми на этой рабочей группе договоренностями совпадают. Однако среди них была и еще одна – продолжить обсуждение необходимых изменений к закону этой осенью. Зачем же единороссы поспешили с внесением? Это становится понятным после прочтения официального отзыва правительства на законопроект. За подписью вице-премьера Сергея Собянина в документе изложено просто разгромное мнение. Правительство указывает, что в представленном виде проект закона поддержан быть не может. Впрочем, отрицательный отзыв датирован началом июня, то есть у единороссов было время попытаться согласовать новый текст. Но они предпочли не учесть ни одного правительственного замечания и внести в ГД первоначальную редакцию. А это значит, что шансов на ее принятие нет никаких. Руководитель движения «За права человека!» Лев Пономарев сказал «НГ», что он хотел бы надеяться на техническую ошибку. Но при этом сам он в это, похоже, не верит. По его мнению, партия власти или просто сохраняет лицо – дескать, свои обещания мы бы хотели выполнить, но правительство против, или ставит точку в заранее продуманной интриге. Смысл которой заключается в том, что после многочисленных скандалов со смертями в СИЗО власть должна была на это отреагировать конструктивным сотрудничеством с общественностью. Ну а сейчас нужда в последнем, судя по всему, просто миновала. И тема соответственно закрывается.