0
1724
Газета Политика Интернет-версия

24.09.2010 00:00:00

Бастрыкин приблизился к президенту

Тэги: скп, прокуратура, реформа, мвд


скп, прокуратура, реформа, мвд Дмитрий Медведев торопит силовиков с реформами.
Фото РИА Новости

Вчера президент Дмитрий Медведев на совещании по вопросам правоохранительной деятельности поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву в двухнедельный срок доработать с учетом поступивших замечаний законопроект «О полиции». А также объявил об отделении Следственного комитета (СКП) от Генеральной прокуратуры. Сообщив, что в перспективе планируется создание единой следственной структуры. Эксперты «НГ» и известные политики по-разному трактуют решения главы государства.

На совещании Медведев рассказал о своем видении новой структуры МВД, объединяющей в себе «новый облик министерства и формирование единой системы полиции, полицейский блок и его подразделения. В описании главы государства ведомство становилось очень похожим на своего американского собрата, хорошо знакомого россиянам по крутым боевикам. Медведев, в частности, предложил заставить российских полицейских зачитывать права подозреваемому перед его задержанием. А также поручил своей администрации вместе с МВД «проработать вопрос» о предоставлении задержанным права на телефонный звонок: «Займитесь этим вопросом и представьте мне предложения». Медведев осознает, чем рискует ради введения демократической практики: «Таким звонком могут пользоваться для того, чтобы сообщить информацию, направленную на сокрытие преступления». Но, с другой стороны, рассудил глава государства, «каким-то образом все-таки в других странах к этому приспособились...».

Главной же сенсацией вчерашнего выступления президента стало его заявление о создании следственного комитета на базе нынешнего СКП: «Планируется – такое решение я принял, – что он будет создан указом президента на базе существующего Следственного комитета при прокуратуре России». Не исключено, что этот орган будет находиться в прямом подчинении главы государства. Очевидно, уже в ближайшее время соответствующие законопроекты будут внесены в Государственную Думу.

При этом, сообщил Медведев, «органы следствия в рамках других федеральных ведомств, в том числе в рамках МВД, пока остаются самостоятельными». И добавил: «В дальнейшем могут быть приняты иные решения, включая передачу расследования всех дел в следственный комитет».

«Абсолютно правильным» назвал решение главы государства глава профильного комитета Госдумы единоросс Павел Крашенинников: он отметил, что органы следствия, которые пока существуют в структуре МВД и некоторых других службах, также должны быть ликвидированы. «Справедливая Россия», поддержав инициативу Медведева, высказывает и некоторые сомнения в правильной ее реализации. По словам заместителя председателя комитета ГД по безопасности Геннадия Гудкова, «произошло то, что раньше было де-факто – СКП давно не подчинялся прокуратуре». Полное объединение комитетов «будет уже политическим шагом», считает Гудков: «Но если там не будет механизмов парламентского, гражданского контроля, если мы не разберемся в балансе полномочий и контрольных функций прокуратуры, то это будет коррумпированный гипермонстр. И, естественно, без контроля эту штуку оставлять нельзя, потому что многие следователи сейчас превратили свою работу в многомиллионный бизнес. С законом они обращаются так, как выгодно самому следователю и его начальнику».

Сопредседатель «Союза правых сил» Леонид Гозман тоже считает выделение СКП из системы Генпрокуратуры разумным шагом: «Сейчас получается, что следователи и прокуроры как бы из одной команды, что неправильно». Он уверен, что «следствие – это государственная функция, и она должна быть объединенной. Наличие ведомственных следователей нарушает единое правовое пространство страны». Вместе с тем Гозман подчеркивает важность общественного и прокурорского контроля над новой структурой: «Если следователь по-прежнему будет следовать не закону, а телефонному праву, идея превратится в профанацию реформы». Такую, как, например, существующие общественные советы при некоторых силовых ведомства, руководители которых сами ездят по Москве с мигалками, добавил собеседник «НГ».

Резко отрицательную позицию по реформе СКП заняли коммунисты. Замглавы думского комитета по безопасности Виктор Илюхин напомнил, что дискуссия на тему единого следственного комитета велась еще в Советском Союзе лет 30–40 назад: «Тогда договорились эту проблему не ставить. Но сегодня снова возник этот вопрос. И многие считают, что это панацея от всех бед, что это повысит качество представительного расследования, что это гарантия соблюдения прав и свобод российских граждан. Надежная защита людей от произвола. Ничего подобного!»

«Мы переставляем и носим по кругу один и тот же камень, – поясняет собеседник «НГ». – Переносим, не думая о повышении качества работы, о повышении профессионализма следователей. Почему они не держатся на работе, почему они бегут, почему сегодня в следственном комитете 60% следователей имеют стаж работы до 3–3,5 лет?» Ахиллесовой пятой стала у нас работа экспертных служб, сетует парламентарий: «А без них сегодня мы не можем расследовать сложные дела. Вот на что надо направить наши усилия, а мы говорим – давайте создадим новую следственную службу и на этом успокоимся».

Политическое решение Медведева не решит противоречий между силовыми ведомствами, считает Илюхин: «Конфликтов между единой следственной и федеральной службой, МВД, ФСБ и прокуратурой станет еще больше. Сегодня начальник ГУВД заинтересован в расследовании и направлении дела в суд. Он вольно или невольно будет отвечать за оказание помощи следователю. А завтра он скажет – я тебе направил материал, вот и колупайся с ним... А ведь следствие без оперативного сопровождения не может существовать».

Илюхин не сомневается в том, что новый комитет тут же поставит вопрос о создании оперативных служб при своих подразделениях: «Это ненужное дублирование, рождающее конфликты. Они поставят вопрос о создании экспертных служб, о создании аналитических центров и т.д. – это огромное раздувание штатов! Но оно автоматически не повлечет повышения качества работы».

На информационных лентах вчера появилось сообщение, что новый СК будет замыкаться на главу государства. В связи с этим Илюхин задается вопросом: «А как же тогда будет осуществляться прокурорский судебный контроль? Ведь между руководителем следственного комитета, прокуратурой и судебной властью будут возникать споры. А как спорить, если все будут знать о том, что за спиной комитета маячит фигура президента...»


Александр Бастрыкин долго шел к своей цели.
Фото PhotoXPress.ru

Гильдия российских адвокатов безоговорочно поддержала главу государства. Президент гильдии Гасан Мирзоев уверен: «Следственный комитет должен быть один. Он не должен ходить в погонах прокуратуры, МВД или ФСБ. Это должен быть единый следственный орган высшего подчинения». Однако, подчеркивает собеседник «НГ», «прокуратура должна наблюдать за законностью действий комитета – в рамках Уголовно-процессуального кодекса. Так, к примеру, как это происходит в США, где над ФБР есть строгий надзор прокуратуры и общественности». Должен быть также контроль над новой структурой общественных институтов и органов представительной власти.

Советник Конституционного суда Тамара Морщакова не думает, что реформа Медведева будет иметь глобальные последствия для граждан: «Сейчас гораздо больше представляет собой по объему подследственность таких же органов МВД и ФСБ. Но при этом очень мало возможностей осталось у прокуратуры в области надзора. По многим решениям следствие санкций прокуратуры не получает. Иногда лишь сообщает ей о том, какое действие собирается осуществлять». Президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник считает решение Медведева «паллиативным» средством: «Сама идея отделения следствия от прокурорского надзора и от оперативного следствия – здравая. Если следственный комитет при прокуратуре выделяется в отдельную структуру, появляется некое юридическое уродство. Но дело в том, что все-таки у нас рассредоточенное следствие остается! 90% дел будет, как и прежде, расследоваться следственным комитетом МВД. То есть ситуация не слишком кардинально меняется».

Генри Резник предлагает другое лекарство для лечения застарелой болезни, за которую взялся президент: «Я последовательный сторонник введения фигуры судебного следователя, каковая была при царе и существует сейчас в европейских странах. Это обеспечивает полностью разделение функций расследования, которое должно быть беспристрастным, и функции обвинения и защиты». То, что предлагается сегодня, уверен эксперт, – это консервация существующей системы: «Со всеми своими недостатками, главный из которых – соединение предварительного расследования и оперативно-разыскной работы в одном ведомстве. Я имею ввиду МВД и ФСБ».

Директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин, оценивая решение Медведева, опасается монополизации в правоохранительной области: «В США, к примеру, все регулируется судебной системой. Ни одно действие полицейского, следователя и т.п. не может быть совершено без решения суда. В России такого нет. Есть идея централизовать и упростить все до предела: мол, придет единый начальник, будет меньше коррупции и больше эффективности. Однако монополия – это всегда прямой путь к ошибкам».

Расходясь в оценках реформы прокуратуры, собеседники «НГ» солидарны в одном: потенциал структуры нынешнего главы СКП Александра Бастрыкина резко возрастает. В этой связи можно вспомнить, что еще в мае прошлого года СКП подготовил законопроект, резко усиливающий его полномочия. В распоряжении «НГ» оказался отзыв на этот документ руководителя Государственного правового управления администрации президента Ларисы Брычевой, где последовательно отбраковывались просьбы ведомства Бастрыкина. По ним можно судить о запросах СКП, которые, очевидно, сегодня не подверглись пересмотру. К примеру, в документе сказано, что комитет намерен осуществлять «прямые связи с компетентными органами других государств». Перечислены в законопроекте и финансовые запросы СКП, которые Брычевой были признаны тогда не соответствующими бюджетным документам. Вероятно, теперь этот проект, содержащий существенные привилегии для ведомства Александра Бастрыкина, будет реанимирован.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
563
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
529
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
473
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
512

Другие новости