Милиционеры будут лично ручаться друг за друга.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вчера стало известно, что намеченный на 22 сентября в Госдуме правительственный час с участием главы МВД Рашида Нургалиева не состоится. То есть дискуссия вокруг реформы милиции сочтена пока нецелесообразной. Между тем само МВД регулярно дает поводы сомневаться в его готовности к реформированию. Последний пример – проект положения о системе личного поручительства. Вместо борьбы с коррупцией и клановостью получается практически наоборот – их легализация. А вот никакой ответственности поручителя за то, что его рекомендация оказалась неправильной, не предполагается.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев завтра в Госдуму не придет. Правительственный час, запланированный на 22 сентября, отменен. По просьбе самого министра и по решению «Единой России». Это было сделано на вчерашнем заседании президиума фракции ЕР, а потом подтверждено Советом Госдумы. Интересно, что еще две недели назад председатель Госдумы Борис Грызлов предположил отмену этого правительственного часа. Заметив, что Нургалиеву на Охотный Ряд пока приходить рано: мол, о реформе еще нечего сказать.
Между тем напомним, что уже обсужденный общественностью законопроект о полиции опять вернулся на доработку в чиновничьи кабинеты. Будет ли он улучшен или нет, еще неизвестно. Вот у министра это и предполагалось узнать. Потому что само МВД в последнее время то и дело предоставляет доказательства тому, что на самом деле никакого глубокого реформирования ведомства вроде бы как и не намечается.
Скажем, в конце августа на сайте МВД был размещен проект Дисциплинарного устава. В нем трудно обнаружить хотя бы даже намек на то, что эта структура сейчас находится на пороге радикальных преобразований. Напомним, что инициатива президента Дмитрия Медведева о переименовании милиции в полицию в первую очередь была аргументирована тем, что если первая – это, по сути, военизированная часть народа, то вторая – это организация профессионалов. Однако в том самом Дисциплинарном уставе никаких новаций нет, это по-прежнему документ чисто армейский. И, конечно, там не найти упоминаний о том, что главной задачей полиции определена защита прав, свобод и интересов российских граждан. Правда, вполне возможно, что требовать признаков модернизации от такого сугубо внутреннего документа и не стоит. Но вот на днях на том же сайте МВД появился проект положения о личном поручительстве в органах внутренних дел РФ. Напомним, что данный механизм уже установлен в одном из законов, который входил в президентский пакет, направленный на реформу МВД.
Объяснялось введение этой нормы тем, что устройство на службу и продвижение по лестнице чинов и должностей будет легче контролироваться общественностью. Потому что всем будет известно, кто за того или иного милиционера поручился. И не будет никаких новых евсюковых, потому что предполагается установить ответственность поручителя за выданную на кого-то рекомендацию. Ну и, естественно, планировалось, что новая система позволит уменьшить коррупцию, поставить заслон клановости, землячеству и родственным связям. В проекте положения об этом тоже говорится с первых же строк. Но вот механизма, как это будет сделано в реальности, в документе не просматривается при всем желании.
Единственное, что на этот счет там значится, – это приказание начальникам всех рангов, с одной стороны, учитывать мнение поручителей, а с другой – не допускать «протекционизма», «лоббирования частнособственнических интересов» и прочего безобразия. При этом подробно перечислены все должности, для занятия которых необходима будет рекомендация. Без нее будет не обойтись даже при поступлении на работу в качестве помощника участкового или простого водителя.
В положении, кроме того, заложено несколько явных противоречий. Вот, скажем, без поручительства в милицию будет не устроиться никак. Но в характеристике от поручителя требуется указать служебные качества кандидата – вместе со всеми подробностями, как встретились, где работали и как соискатель относится к соблюдению Конституции России и ее законов. Немного напоминает характеристики, которые в советское время граждане страны все время друг на друга писали. Но там они были в основном чистой формальностью, а сейчас от поручителя, в частности, требуется указать, а есть ли у попросившего рекомендацию человека корыстный интерес к профессии милиционера и не связан ли он с преступной средой.
Интересно узнать, кто же будет рассказывать о своих знакомых такие пикантные подробности и тем самым бросать тень на самого себя. Возникает и такой вопрос – если поручитель знает о подмоченной репутации соискателя, зачем он вообще утруждает себя писанием бумаг, а не просто посылает его подальше. Кстати, писать поручительства смогут лишь сотрудники МВД со стажем не менее 5 лет безупречной службы. Но как они могут поручиться за какого-то человека, с которым они не связаны уже несколько лет?
Но самое главное, что в проекте положения о личном поручительстве ничего так и не сказано об ответственности за рекомендацию плохого человека. Поощрять за приобретенные МВД ценные кадры поручителей предполагается, а вот наказывать их за пропущенных на службу новых евсюковых – почему-то нет. Зампред комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков заявил «НГ», что он никогда и не сомневался в таком результате попыток самореформирования МВД. По его словам, поручать реформу какого-то ведомства самому этому ведомству – это верный способ вообще никаких реформ не проводить.