Скульптура Родины-матери в сарафане из цветов стала центром волгоградской экспозиции.
Фото с сайта www.v102.ru
Волгоградские чиновники сделали всемирно известную статую Родины-матери на Мамаевом кургане объектом сомнительных патриотических экспериментов. Фактически речь идет о ревизии публичного образа одного из главных символов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Правда, делается это под лозунгами «сохранить Победу в сердце» и превратить патриотический потенциал истории в источник экономического роста региона.
В конце апреля с.г., в канун Дня Победы, Дмитрий Ястребов, руководитель Комитета по делам молодежи в администрации Волгоградской области, выступил с идеей снять мультфильм, в котором ожившая статуя Родины-матери возглавила бы сопротивление напавшим на Россию покемонам или инопланетянам. По мнению Ястребова, такой мультик стал бы новым словом в пропаганде патриотизма среди волгоградской молодежи. Впрочем, местная общественность смелость патриотической мысли молодого чиновника не оценила, поднялся скандал, и Ястребов вынужден был уйти в отставку, так и не дорубив инопланетян мечом Родины-матери.
Спустя четыре месяца после неудачной попытки «покемонизации» статуя с главной высоты России стала участницей странного перформанса. На этот раз в Сочи, где 17 сентября состоялась презентация Волгоградской области в рамках международного инвестиционного форума. Как сообщили местные информагентства, главным презентационным проектом, подготовленным администрацией губернатора Анатолия Бровко, стал национальный патриотический центр «Победа», а основным символом презентации – трехметровая статуя Родины-матери, одетая в нелепое одеяние (то ли платье, то ли сарафан) из бело-сине-красных цветов, символизирующих, вероятно, национальный флаг. Собственно, образ Родины-матери выдавали только рука со вскинутым мечом и характерная голова – в остальном это был уже самостоятельный образ, более смахивающий на пародию главного монумента с крупнейшего военного кладбища страны. Примечательно, что новый «прикид» Родины-матери практически полностью совпадал с одеяниями девушек из презентационного павильона Волгоградской области, встречавших потенциальных инвесторов за барной стойкой.
В чьей креативной голове родился проект странного одеяния для легендарной статуи не менее легендарного скульптора Вучетича, точно не известно. Известно лишь, что идею утвердил лично губернатор Бровко, который на презентации в Сочи выступил с докладом на тему использования историко-патриотического потенциала регионов для реализации экономических проектов. Ключевая мысль губернатора – дать толчок развитию Волгоградского региона через прорыв в сфере туристической индустрии, в свою очередь, завязанной на потенциал исторической памяти о Сталинградской битве. Описывая этот увлекательный процесс, советники губернатора, подготовившие ему текст презентации, ввели термин «прогрессивного патриотизма» как новой идеологической доктрины, позволяющей чудесным образом сочетать память о подвиге героев Сталинграда и задачу извлечения коммерческой прибыли. Все это должно происходить через механизм патриотического центра «Победа», который, помимо всего прочего, должен превратить Волгоградскую область в «вибрирующее место» (так в тексте!) страны, где будет биться прибыльно-патриотический пульс России.
Трудно сказать, какую прибыль областному бюджету принесет суточное стояние скульптуры Родины-матери в цветочном сарафане на Сочинском форуме. Судя по сообщениям местных СМИ, пока перспективы инвестиционного рывка для Волгоградской области остаются туманными. Зато политический скандал, связанный с ревизией образа Родины-матери, похоже, становится реальностью. Авторы доктрины «прогрессивного патриотизма» не только допустили очевидную бестактность, нарядив в аляповатое платье из цветов копию статуи, символизирующую одно из главных кладбищ страны, связанное с Великой Отечественной войной. Это все равно, если бы в аналогичный сарафан одели статую скорбящей Родины-матери с Пискаревского кладбища.
Не менее чудовищной представляется попытка грубо слить воедино в сочинском павильоне два, мягко говоря, плохо согласуемых исторических символа – памятник советским солдатам, погибшим в войне с фашистской Германией, и трехцветные композиции, которые в период Великой Отечественной войны были эмблемой Русской освободительной армии (РОА) генерала Андрея Власова. Да, сегодня бело-сине-красный флаг является национальным флагом России. Однако в ту историческую эпоху, которую символизируют сталинградская победа и ее главный образ – Родина-мать и к которой апеллируют авторы концепции «прогрессивного патриотизма», триколор являлся одним из знаков предательства и коллаборационизма. В итоге получилось, что памятник погибшим советским воинам волгоградские чиновники разодели во власовский сарафан┘
Акция а-ля «Модный приговор», проведенная адептами «прогрессивного патриотизма» в Сочи в отношении символа главной высоты России, похоже, встревожила и самих организаторов. Пресс-служба губернатора Бровко, вероятно, озабоченная поиском аргументов в поддержку сочинского перформанса, поспешила сообщить, что сам Владимир Путин одобрил волгоградскую экспозицию. Похоже, «одобрямс» со стороны национального лидера должен служить оправданием сомнительных культурно-политических экспериментов волгоградских чиновников.
Волгоград