0
1987
Газета Политика Интернет-версия

20.09.2010 00:00:00

Серая зона российской экономики

Тэги: мигранты, профсоюз


мигранты, профсоюз Михаил Шмаков готов выполнить поручение Владимира Путина.
Фото Reuters

Председатель правительства Владимир Путин, выступая в субботу на заседании генсовета Федерации независимых профсоюзов, призвал организацию Михаила Шмакова защищать трудовые интересы мигрантов. Эксперты «НГ» считают эту задачу непосильной для отечественных профобъединений, отмечая незаинтересованность чиновников в этой работе. Впрочем, в самой ФНПР говорят, что задача, поставленная премьером, уже успешно решается. Гастарбайтеры, опрошенные «НГ», оказались не в курсе этих решений и их влияния на жизнь трудовых мигрантов.

Субботний форум генсовета Федерации независимых профсоюзов проходил в Колонном зале Дома союзов со всей мыслимой торжественностью. Напомним, предыдущее мероприятие такого рода состоялось в марте этого года – с участием президента Дмитрия Медведева.

Тогда, на исходе кризиса, вовсю шли разговоры о возможной замене Михаила Шмакова на посту руководителя ФНПР, а также о придании более высокого статуса СОЦПРОФу (так называемым свободным, или альтернативным, профобъединениям) – конкуренту Федерации. Путин, тепло напутствовавший ее нынешнее руководство, положил конец слухам, подтвердив ставку федерального Центра на организацию Шмакова. Попутно глава правительства озадачил профбосса важным поручением – позаботиться о трудовых мигрантах.

«Россия ведет линию на формирование цивилизованного рынка труда, в том числе и в части, которая касается привлечения иностранной рабочей силы», – сообщил Путин. Россия, пояснил глава правительства, заинтересована в том, «чтобы трудовая миграция была абсолютно легальной, чтобы здесь не возникало серых зон, порождающих криминал и коррупцию». «Нужно помогать законопослушным людям, приехавшим к нам на заработок. Помогать адаптироваться в России, защищать их трудовые интересы. И здесь открывается огромное поле для деятельности профсоюзов, у которых есть большой опыт разрешения трудовых споров и хорошая, сильная, профессионально подготовленная юридическая служба», – добавил премьер.

Озабоченность Путина имеет под собой почву. Несмотря на все усилия миграционной службы, ситуация с гастарбайтерами в стране не сильно изменилась за последний год. Корреспондент «НГ» поговорила с супружеской парой из Молдавии – дворником и консьержкой одного из спальных районов столицы, и выяснила, что мигранты по-прежнему получают зарплату около 6–8 тыс. в месяц. На питание они тратят около 3 тыс. в месяц, половину заработка либо отправляя родственникам, либо оставляя на черный день. При этом разрешение на работу обходится им в 15 тыс. руб. в год. Покупка фальшивого документа у посредника стоит дешевле, избавляя от беготни. Но в этом случае начинаются проблемы с милицией. Приходится платить «штраф». «Обычно забирают то, что есть в карманах», – говорит собеседник «НГ», предпочитающий не отлучаться от подъезда, где живет в каморке консьержки вместе с женой.

Мигранты, работающие на стройках, находятся в сходной ситуации. Правда, пару лет назад в России возникла межрегиональная общественная организация «Профсоюз трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях». Под этим названием она фигурирует в реестре Управления Федеральной регистрационной службы РФ по городу Москве. Это единственное профобъединение в стране, члены которого не являются ее гражданами. Для вступления в организацию достаточно регистрации по месту временного проживания. Однако это лишь некий муляж настоящего профсоюза, не входящий в систему ФНПР.

На пути у мигрантов много препятствий, главное из которых, говорят эксперты «НГ», – структурные особенности шмаковской федерации.

Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин расценивает слова Путина на форуме ФНПР как попытку власти найти некую инстанцию, которая могла бы не просто заниматься контролем за миграцией, но и соблюдением прав гастарбайтеров. Эксперт указывает, что этим занимаются во всем мире именно профсоюзы: «Причина проста – они заинтересованы в том, чтобы мигранты не составляли конкуренции коренному населению. Профсоюзы заинтересованы в интеграции мигрантов в общую систему бытовых отношений, чтобы они не рассматривались как дешевая рабочая сила. Тогда местные рабочие не будут испытывать давления демпинга на свою зарплату».

Почему в России не получается выстроить такую же систему взаимоотношений? «У нас очень слабое профсоюзное движение. На Западе говорят о профсоюзной бюрократии. Но у нас она развита вдвойне, потому что уходит корнями в советские времена», – поясняет эксперт. Дело в том, подчеркивает Макаркин, что российские профсоюзы не очень заинтересованы в расширении своего влияния, поскольку не хотят конфликтовать с хозяевами.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин называет профсоюзы ФНПР компрадорскими. И указывает на их вполне комфортный способ существования: «Отдельные мероприятия Федерации Шмакова проводятся в дорогих курортных местах. Иногда я получаю предложение от некоторых профсоюзов выступить с лекцией в Ларнаке, на Кипре. Представить себе, что ФНПР будет защищать чьи-либо права, кроме прав работодателей, я не могу». Делягин приводит в пример ситуацию на АвтоВАЗе, где во время забастовки выяснилось, что «руководитель профсоюза был одновременно и вице-президентом компании, а его зарплата превышала зарплату рабочего на конвейере в сто раз. То есть там люди получают от 8 до 12 тысяч, а он получал 800».

Между тем в ФНПР считают, что сегодня нет причин для тревоги по поводу ситуации с мигрантами. А в существовании некоторых проблем обвиняют предпринимателей и самих гастарбайтеров. Секретарь Федерации Александр Шершуков сообщил «НГ», что его структура давно и успешно работает с иностранными рабочими – например, через профсоюз работников строительства: «Этот процесс не то что начнется завтра, он начался позавчера». Другое дело, посетовал собеседник «НГ», что мигранты сами плохо откликаются на призыв профбоссов: «Это забитые люди. Наш отраслевой профсоюз предлагает мигрантам вступить в свои ряды. А они не хотят вступать, потому что это вызывает недовольство работодателей. Ведь если мигрант вступил в профсоюз, увеличивается контроль профсоюза за соблюдением условий труда. Работодателю это невыгодно. Это касается не только мигрантов на большом количестве российских предприятий».

В ФНПР с нетерпением ждут, когда Путин даст поручение собственникам в строительном бизнесе, обязав их не препятствовать вступлению мигрантов в профсоюзы. Корреспондент поинтересовалась у чиновника, насколько информированы гастарбайтеры о заботе, которую уже давно проявляет о них шмаковская организация. «Я видел маленькие памятки, которые делал наш профсоюз строителей, – о том, как вступить в организацию, какими правами обладает ее член. Но для того, чтобы человека заставить вступить куда-то, нужна его добрая воля».

«А что, разве есть какой-то профсоюз для нас?» – удивились в разговоре с «НГ» пятеро дворников Южного округа столицы. Известие о том, что кто-то наверху уже давно о них заботится, зазывая в профячейки, немало удивило собеседников корреспондента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1070
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1264
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1527
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1104

Другие новости