0
766
Газета Политика Интернет-версия

17.09.2010 00:00:00

ДОВСЕ преткновения

Виктора Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин - ответственный редактор "НВО".

Тэги: довсе, сша, пентагон, россия, минобороны


Один из высокопоставленных представителей Пентагона сообщил в телефонной беседе с сотрудником Интерфакса, аккредитованным в Вашингтоне, что во время встречи министра обороны России Анатолия Сердюкова и его американского коллеги Роберта Гейтса обсуждались вопросы возобновления Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), из которого вышла Россия, а также вопросы ратификации нового договора о СНВ и проблемы противоракетной обороны. Именно «США подняли тему возрождения ДОВСЕ», – подчеркнул американец. И добавил, что переговоры двух министров прошли очень продуктивно.

Оставим в стороне темы ратификации Пражского договора по СНВ и проблему противоракетной обороны. О них «НГ» и ее приложение «НВО» опубликовали в последнее время достаточно много материалов. А вот возвращение к ДОВСЕ – это неожиданная информация. Жаль, конечно, что нет подробностей того, что именно говорили по этому поводу российский и американский министр и о чем они договорились, но догадаться несложно. Понятно, что Вашингтон (а надо полагать, и НАТО) волнует приостановка участия России в этом договоре. И вытекающее отсюда отсутствие официальных сведений о количестве и местах дислокации на европейской части нашей страны тяжелой боевой техники (танков, боевых бронированных машин, самоходных артиллерийских установок, ударных самолетов и вертолетов), которыми во время действия ДОВСЕ его участники обменивались два раза в год. Не нравится им и то, что у них нет возможности с помощью инспекций проверить на месте достоверность таких сведений. Впрочем, этого теперь не может сделать и Россия на территории европейских государств. Но во всем этом не ее вина.

Напомним читателю. Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже 19 ноября 1990 года и вступил в силу 9 ноября 1992 года. Он создавался в тот момент, когда существовало два военных блока – НАТО и Варшавский договор, и устанавливал равные потолки по тяжелым вооружениям для каждой из сторон, а также систему верификации, транспарентности и контроля за выполнением своих требований. Но, как говорится, не успели просохнуть чернила на документе, как не стало Варшавского договора и практически все его бывшие члены стали членами НАТО. В Североатлантический альянс вошли страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония) и Словакия, которых ДОВСЕ вообще не упоминал. Никаких обязательств по выполнению его условий они на себя не брали. И получалась нелепая ситуация: представители балтийских стран в составе делегации НАТО могли инспектировать российские воинские части, предположим, в Калининградской области, а российские офицеры отправиться с такой же целью в Литву или Эстонию никак не могли – Таллин и Вильнюс - не члены ДОВСЕ.

Все эти нелепости, как и многие другие проблемы, в том числе возникшие и с распадом СССР, сумел преодолеть Стамбульский саммит стран – участниц ДОВСЕ в 1999 году. Но на том мероприятии было принято еще 18 документов, никак юридически не связанных с ДОВСЕ, но тем не менее ставших козырной картой США и НАТО в попытках давления на Россию. Они требовали от нее вывести свои войска из Грузии и Молдавии (Приднестровья), только после чего, как обещали, они приступят к ратификации адаптированного ДОВСЕ, а страны Балтии и Словакия подпишут этот договор. На позицию западных стран не повлиял даже тот факт, что Россия вывела свои войска из Грузии и основные боевые силы из Приднестровья, оставив там только миротворцев и охрану складов с боеприпасами, которых там и сегодня достаточно много.

Соединенные Штаты, где президентом в то время был Джордж Буш, и руководство НАТО в лице бывшего генерального секретаря Яапа де Хооп Схеффера находили все новые и новые зацепки, чтобы отказываться от ратификации. Более того, они никак не реагировали на справедливые замечания российского руководства, в том числе и военного, что теперь с принятием в НАТО новых членов преимущество блока перед Россией по тяжелым вооружениям выросло в три, а то и в четыре раза. Запад такое соотношение вполне устраивало, как и наличие на европейских базах альянса американского тактического ядерного оружия (от 250 до 400 ядерных бомб свободного падения В61, которые могут нести к цели самолеты F-16, размещенные в том числе и на аэродроме под литовским городом Шяуляй).

Конечно, нашу страну такое положение не могло устроить. И после нескольких предупреждений, что, если на Западе не начнут ратификацию адаптированного ДОВСЕ, Россия приостановит в нем свое участие, президент Владимир Путин это сделал. 14 июля 2007 года он издал указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Через полгода 14 декабря 2007 года указ вступил в силу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конечно, отсутствие ДОВСЕ – проблема не только для США и НАТО, но и для России. Мы тоже заинтересованы в верификации и транспарентности вооруженных сил альянса на Европейском континенте. Такой подход создает обстановку большего доверия друг к другу, чего всегда не хватает. И предложение начать переговоры по возвращению к действиям адаптированного договора, безусловно, внушает определенный оптимизм. Но вот вопрос: на каких условиях? На прежних – невозможно. Какие будут новые – неясно. По крайней мере ни одна страна НАТО адаптированный ДОВСЕ пока не ратифицировала. И о чем тогда говорить?

Опрошенные мной военные эксперты приходят к общему мнению, что разговоры о возвращении к адаптированному ДОВСЕ, несмотря на перезагрузку между Россией и США, улучшение отношений с НАТО, могут стать такой же морковкой, как вступление России в ВТО и как обещание отменить поправку Джексона–Вэника. Но в Москве хорошо знают поговорку «Обещать – не значит жениться».

Условия возвращения к ДОВСЕ должны быть открыты и ясны. А пока их нет, разговоры об этом напоминают скорее пиар. Этим могут и закончиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1906
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1546
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1828
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1780

Другие новости