Перед началом нового учебного года появилась невеселая шутка: поскольку процессы деградации в России заметно ускоряются, пора переименовать День знаний и отмечать 1 сентября День незнаний. В каждой шутке есть доля шутки. Как выясняется, в данной шутке эта доля минимальна. Об этом свидетельствует последнее интервью министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, в котором он весьма убежденно, но весьма неубедительно аргументировал сокращение учительского корпуса на 200 тыс. человек в связи с демографическим спадом. При этом он изящно «умыл руки», оговорив, что почетное право провести оптимизацию поголовья учителей принадлежит не министерству, а регионам.
Собственно, ничего чрезмерно сенсационного здесь нет. В конце концов вся так называемая модернизация образования (ЕГЭ, подушевое финансирование, реструктуризация школ и т.д.) пронизана лишь одной тупой идеей – идеей воинствующего экономизма. Новость – конкретная численность ограниченного контингента, подлежащего принудительному выводу из школы. Впрочем, как было сказано на Госсовете 31 августа, решительному сокращению и реструктуризации подвергнут и высшую школу, а это еще около 100 тыс. человек.
Есть множество содержательных причин, в силу которых я считаю политику Минобрнауки глубоко порочной. В дополнение к длинному списку прошлых «заслуг» замечу, что начинается переход на новые школьные «Стандарты» – абсолютно позорный документ, не имеющий никакого отношения к совершенствованию содержания образования. В ближайшие месяцы предстоит принятие нового закона об образовании, окончательно фиксирующего на скрижалях все перечисленные выше новации в области образования.
Нужно отметить, что глубокие переживания министра по поводу качества работы учителей демонстрируются на фоне полного ничегонеделания для педагогического образования. Содержательное обсуждение путей выхода системы образования из глубокого кризиса – предмет серьезнейшей профессиональной дискуссии. Что касается экономии госбюджета, то очевидный источник – сокращение корпуса чиновников (с весьма немалой средней зарплатой), среди которых, как показали, например, пожары, не слишком много эффективных менеджеров. Но здесь ограничусь политическим аспектом последнего заявления Фурсенко.
Очевидно, что мы имеем дело с запуском пробного шара. С какой целью? Заявление-то явно эпатажно, к тому же сделано оно не просто в начале учебного года, а в Год учителя. Перед началом предвыборной кампании. Происходит тестирование общества. Как оно себя поведет? В Европе после подобных заявлений начинаются многотысячные демонстрации, завершающиеся громкими отставками. А что в России? Пошумят-пошумят, а потом забудут? В этом случае можно будет и далее спокойно следовать выбранному курсу, несмотря на крайнюю его непопулярность.
В случае если учителя и родители не угомонятся, хорош и другой сценарий. В канун выборов необходимо сбросить балласт, то есть избавиться от заметных фигур, дискредитирующих режим. Скандальное интервью – хороший повод отправить министра в отставку и тут же назначить человека, который будет делать то же, что и предшественник, но в более комфортной обстановке. Не исключено, что такой сценарий вполне удовлетворяет и самого Андрея Фурсенко, которому за шесть лет уже надоела роль постоянного «мальчика для битья».
Но есть и иной сценарий.
Данное заявление – это вызов: есть ли в России ростки гражданского общества? Возникают две задачи: 1) добиться полной реорганизации Минобрнауки – для этого в разных формах должно быть явно и жестко обозначено общественное мнение; 2) необходимо добиться назначения на пост министра человека, способного отстаивать не интересы правительства в образовании, а интересы образования в правительстве. Способного отстаивать национальные интересы.
Необходимо и вспомнить жестокие уроки истории. Как известно, в V веке Древний Рим был разрушен пришлыми варварами. Проводимая политика «Хлеба и зрелищ!», политика ликвидации грамотности и ликвидации учительства как класса порождает в современной России XXI века массы варваров доморощенных┘