Александр Беглов уверен,что президенту не стоит знать о депутатских жалобах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Первые после каникул три заседания Госдумы показали, что депутаты работают пока без особого напряжения. Между тем в думском портфеле находится огромное количество инициатив, внесенных оппозицией. Например, проект закона о парламентском контроле. Но не поддерживая ни его, ни десятки других, партия власти в то же время не решается их взять и отклонить. Эксперты «НГ» говорят о своего рода модернизации единороссами тактики внутрипарламентской борьбы. Однако что касается парламентского контроля, то тут ситуация, как стало известно «НГ», осложняется еще и разногласиями внутри администрации президента.
Начавшая работать с этой осенней сессии по обновленному графику, Госдума пока высокой эффективности не демонстрирует. Три заседания прошлой недели показали, что депутатам порой просто нечем заняться. Дошло до того, что в прошлую среду думцы вообще отменили час голосования, чтобы не болтаться полдня до пяти часов вечера, когда он должен был проводиться, а сразу разойтись по домам. При этом оппозиционные фракции требовали, чтобы ГД наконец вспомнила о законопроектах, валяющихся в запасниках Охотного Ряда по нескольку месяцев, а то и лет. Значительная их часть, понятное дело, оппозиционерами как раз и была внесена.
Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев заявил «НГ», что «Единая Россия» таким образом вернулась к уже вроде бы оставленной в прошлом тактике замалчивания оппозиционных инициатив. «Во время избирательной кампании единороссам необходимо свести к минимуму возможности оппозиции по использованию думской трибуны», – отметил он. Соловьев подчеркнул, что партии власти оказывается невыгодным любой результат рассмотрения того или иного оппозиционного законопроекта. Потому что в большинстве случаев принимать его никак нельзя, но и отклонять тоже. Ведь пропагандистский эффект все равно будет отрицательным. У коммунистов, кстати, для этого есть давно отлаженный и отлично действующий механизм. Так что они некоторые свои инициативы даже специально не запускают по положенным в Думе процедурам, чтобы парламентское большинство отвергало их уже на этом основании. А потом в коммунистической прессе идут соответствующие публикации. Примерно таким образом КПРФ поступила и на прошлой неделе, решив не придавать статуса думского проекта своему заявлению о виновности правительства в летних пожарах. ЕР такой документ обсуждать, естественно, отказалась, что левым и было надо.
Заметим, что для «перепиаривания» обвинений в адрес путинского правительства единороссам пришлось устраивать дискуссию, занявшую почти весь день. Точно такое же многословие было устроено и на следующем заседании, когда надо было отклонить законопроект из КПРФ о праве депутата направлять запросы в адрес госкорпораций. В общем, уверен Соловьев, у ЕР просто не хватает сил и умения, чтобы «заболтать каждую инициативу оппозиции, и получается, что ей лучше их вообще на обсуждение не выносить». Зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов напомнил, что данная тактика замалчивания единороссами применяется время от времени, когда в том возникает политическая необходимость. Напомним, кстати, что Емельянов – один из авторов законопроекта о парламентском контроле, о котором уже не раз писала «НГ». По некоторым сведениям, работа над этим документом, внесенным на Охотный Ряд в середине января этого года, практически остановлена. Депутат из СР это подтвердил, заметив, что ничего удивительного в том нет: «Отклонить такой законопроект по политическим соображениям невозможно, потому что это нанесет удар по имиджу «Единой России». Но и принимать его ей нельзя, потому что любое усиление парламента – это урезание полномочий бюрократии». Так что, сказал Емельянов, единственный путь для этого закона – «под сукно». Вообще или до лучших времен, когда он будет вытащен, урезан и выхолощен, а потом принят партией власти уже от своего имени.
Тем не менее «НГ» решила выяснить, почему же проект закона «О парламентском контроле» замалчивается до такой степени, что думское большинство даже отказывается проводить по нему парламентские слушания. То есть мероприятие, заведомо никого ни к чему не обязывающее и не имеющее никакого официального значения. И вот оказалось, что все дело во внутренних разногласиях в руководстве кремлевской администрации, отчего четкой команды в ГД так и не поступило. Думский источник «НГ» пояснил: единства мнений на этот счет нет в самой администрации президента, поэтому решение вопроса затягивается.
У «НГ» в руках очутилось и письменное подтверждение всех этих внутренних несогласий. Напомним, что еще весной правительство РФ прислало на Охотный Ряд резко отрицательное заключение на законопроект о парламентском контроле. Который, грубо говоря, направлен на то, чтобы депутаты могли контролировать, как исполнительная власть выполняет принимаемые ими законы. Вот это она и подвергла резкой критике. Однако авторы законопроекта не смирились и направили обращение президенту с жалобой на кабинет министров. На это обращение ответа так и не последовало, а почему, стало понятно лишь сейчас. Оказывается, замруководителя АП Александр Беглов, считающийся представителем команды Владимира Путина, еще в апреле принял решение, что докладывать Дмитрию Медведеву о депутатских жалобах необходимости нет. По его мнению, администрация президента просто должна согласиться с правительством в том, что законопроект о парламентском контроле плохой. Вот Беглов и поручил начальнику Главного правового управления президента Ларисе Брычевой составить соответствующее заключение. Однако официально оно в Госдуму так и не поступило. То есть другая часть руководства администрации явно рекомендовала главному президентскому правоведу не спешить.