Второго сентября исполняется 65 лет со дня завершения Второй мировой войны, что вызывает естественное желание подвести ее итоги. С той ее половиной, которая началась 1 сентября 1939 года и закончилась 9 мая 1945-го, все более или менее ясно. Возникшие после войны границы устоялись, и их нерушимость закреплена в 1975 году в Хельсинки на Совещании по безопасности, хотя косовская авантюра взломала печати на «ящике Пандоры».
Чувство удовлетворения вызывает произошедшее за послевоенные десятилетия эмоциональное примирение европейских народов, воевавших друг с другом многие века, но побивших рекорды бесчеловечности именно в 30–40-е годы. Русские, немцы, французы, поляки, англичане и другие нации, судя по опросам общественного мнения, избавились от желания мести за прошлые обиды, испытывают друг к другу преимущественно добрососедские, а то и дружественные чувства.
Совсем другая картина предстает на востоке Евроазиатского материка, хотя масштабы кровопролития там близки к западным, а длились они даже дольше. Вторая мировая, считают многие историки, началась 7 июля 1937 года в Бэйпине (Пекине), где после столкновения китайских и японских войск развернулась полномасштабная война.
По сей день в Восточной Азии отсутствует система общепризнанных границ, нет там и международной структуры даже формата ОБСЕ, вызывающей чувство неудовлетворенности в некоторых европейских столицах. Между странами – участницами Тихоокеанской войны, как иногда называют восточную половину Второй мировой, остаются серьезные территориальные споры. Япония, страна-агрессор, чьи генералы и министры были осуждены Токийским международным трибуналом как военные преступники, до сих пор предъявляет претензии на земли всех соседних с ней стран – России, Китая и Кореи. В споры из-за островов Южно-Китайского моря втянуты Китай, Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Малайзия. Пограничная война случилась в 1979 году между Китаем и Вьетнамом. Из-за неурегулированности пограничного вопроса между Индией и Китаем с 1955 по 1962 год произошло около 30 военных столкновений. Кровь в 1969 году пролилась на советско-китайской границе, и только совсем недавно, в 2004 году, Москва и Пекин окончательно утвердили линию границы и, будем надеяться, навсегда закрыли этот вопрос.
Еще серьезнее дело обстоит в области эмоций. Воспоминания о зверствах японских оккупантов живы во всех странах, которые частично или полностью поработила императорская армия: в Китае, Корее, Таиланде, Малайзии, Сингапуре, Бирме, Индонезии, на Филиппинах, а также в островных государствах Тихого океана. Все они поддерживают с Токио полнокровные дипломатические отношения, с удовольствием принимают японские капиталовложения и ведут оживленную двустороннюю торговлю. Но стоит появиться школьному учебнику с отрицанием вины Японии за любое из многочисленных зверств времен Тихоокеанской войны, стоит какому-нибудь японскому политику ляпнуть глупость про то или иное историческое событие или явиться в токийский храм Ясукуни, чтобы помянуть упокоенные там души всех японских военнослужащих, в том числе и осужденных Токийским международным трибуналом военных преступников, как Азию охватывает гнев. Его интенсивность с годами не уменьшается, обновляются формы. Демонстрации перед посольствами, сожжения флагов и голодовки протеста дополнились антияпонскими кампаниями на сайтах и в блогах, кибератаками на японские сети и серверы. Побывав в последние годы в Китае, Южной Корее, Бирме, Индонезии и на Тайване, я могу оценить эмоции собеседников по отношению к Японии в диапазоне от «сильного недоверия» до «искренней ненависти». Удивительно, но изо всех стран Евразии, воевавших с Японией, только в России по отношению к Стране восходящего солнца практически отсутствуют негативные чувства, они колеблются в диапазоне от «зависти к техническим достижениям» до «восхищения утонченной культурой».
История восточной половины Второй мировой войны подобна тлеющему торфянику. При любом изменении политического ветра в разных местах может появиться возгорание. Об этом говорят недавние бурные демонстрации протеста в Южной Корее, участников которой не удовлетворили сдержанные извинения премьер-министра Японии Наото Кана по случаю 65-летия окончания мировой войны за преступления японских оккупантов, издевавшихся над корейцами с 1910 по 1945 год. О настроениях в Китае говорит то, что впервые за послевоенные годы там 2 сентября пройдут общенациональные торжества. Их название говорит само за себя – «По случаю 65-й годовщины Победы китайского народа над японскими захватчиками».
Итоги Второй мировой в Азии все еще не подведены, и это опасно, причем не только для жителей этой части планеты.