Прошедшая в минувшее воскресенье акция оппозиции под спорным названием «Мы все живем в Химкинском лесу» привлекла внимание исключительно тем, что в ней участвовал Юрий Шевчук. Это такая политтехнология, утверждают политологи, – звать людей на концерт, а подсовывать митинг. Конец же недели ознаменовался концертом U2, также не без политического подтекста и даже того же Шевчука. Но концерт на Пушке и в Лужниках объединяет еще одно: люди чувствуют идеологическую подоплеку, и в отличие от конца 80-х годов прошлого века совершенно не стремятся занять места в партере.
Состоявшийся в среду концерт Боно и его U2, как сообщает канал Euronews, собрал только треть от ожидавшегося количества зрителей и, с точки зрения организаторов, оказался провальным.
Возможно, ставка группы и ее продюсеров на социальную протестную тематику оказалась ошибочной в Москве и не привлекла зрителя. Но даже собравшиеся в Лужниках в большинстве своем явно недоумевали, почему известный рок-музыкант периодически между песнями высказывается по проблемам, поднимаемым Amnesty International.
Еще в конце 80-х U2 взлетели именно на экологической волне – то ли выпускали диски в поддержку «Гринпис», то ли «Гринпис» выпускал концертники U2... Сейчас тоже не обошлось без закулисных писем в поддержку «независимых экологов» и песен вместе с Юрием Шевчуком, который перед этим отметился «акустикой» на Пушкинской площади в защиту Химкинского леса. Но вот как о концерте в Лужниках пишет Рустем Адагамов, более известный как ЖЖ-юзер drugoi, единственный блогер в президентском пуле: «Народу было немного, трибуны были заполнены меньше чем наполовину┘ В конце танцпола ни хрена не видно, к тому же москвичи, оказывается, приносят какое-то невероятное количество зонтов от дождя, закрывая стоящим сзади последние фрагменты сцены и экрана┘ На танцполе много нетрезвых и очень много курят. Говорят, Боно в конце вышел петь вместе с Шевчуком. Я этого не видел, ушел раньше, потому что промок до нитки. В целом для человека, который не слушает U2, вполне неплохо, но и только. Завтра я про это и не вспомню┘»
Информагентства передавали о совместном исполнении песни Боба Дилана Knokin’ on Heaven’s Door Боно и Шевчуком (который на самом деле слегка даже путал слова) в куда более пафосных тонах. Объяснение, судя по всему, простое – по инерции хочется увидеть в рок-н-ролле тот самый объединяющий заряд, который многие помнят по 80-м.
Понятно, что тогда рок-музыка имела огромное влияние на социальные процессы. Цой с его «Мы ждем перемен», Гребенщиков и даже «Бригада С» формировали отношение граждан СССР к происходящему куда активнее и эффективнее, чем «Огонек» или «Московские новости». Естественно, и у сегодняшних политтехнологов есть огромный соблазн опять воспользоваться этим приемом. Однако времена изменились. Рок-музыканты больше не собирают стадионы, а их слушатели формируют свои политические взгляды уже не только и не столько под влиянием рок-музыки.
И, похоже, времена изменились окончательно: никто из тех, кто покидал Лужники, не мог ни объяснить волнения Боно по поводу Горбачева, ни вспомнить, как звали правозащитника в Бирме, о необходимости помощи которому так упорно говорил со сцены лидер U2. Можно, конечно, пенять на деполитизированность отечественного потребителя рок-н-ролла. Но скорее всего люди не черствые, просто технология донесения месседжа не совсем соответствует времени. То, что работало в 80-х на стадионах, сейчас куда уместнее в блогах и на форумах. А на стадионы люди просто приходят слушать музыку – даже если это рок-н-ролл.
До концерта U2 СМИ активно обсуждали музыкальное мероприятие, происходившее в прошлое воскресенье на Пушкинской площади. Причем преимущественно в политическом ключе, хотя с самого начала акция была анонсирована как экологическая – митинг в защиту Химкинского леса. Собственно, именно на проведение митинга московская мэрия и выдала разрешение движению «Солидарность». Мероприятие оппозиции было согласовано и прошло в том месте и в то время, которые организаторы назвали сами.
Однако сразу же по получении разрешения организаторы решили «переформатировать» мероприятие, назвав его концертом. В Интернете же акция была анонсирована даже не как митинг-концерт, а просто как концерт с участием рок-музыкантов. «Мы внимательно наблюдаем за тем, как представители оппозиции анонсируют мероприятие на сайтах и форумах поклонников артистов, в социальных сетях Twitter, Facebook, блогосфере, – еще в пятницу заявил Интерфаксу глава пресс-службы ГУВД Москвы Виктор Бирюков. – К сожалению, мы отмечаем крайне некорректную ситуацию – о митинге сообщается так, как будто это бесплатный концерт популярных исполнителей, не сообщается никаких подробностей».
Бирюков уверен, что организаторы мероприятия умышленно вводили людей в заблуждение. «Представьте, что вы собираетесь на концерт какого-то музыканта, а придя, обнаруживаете, что это семинар или конференция с его участием», – говорил представитель ГУВД.
Зачем организаторы митинга обманывали поклонников рок-музыки, объяснил замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. «Понятно, что на митинги людей ходит меньше, чем может прийти на концерт, поэтому стремление организаторов провести именно концерт с участием более чем узнаваемых людей понятно. Митинги оппозиции собирают сейчас десятки человек, а в воскресенье на Пушкинской собрались все-таки сотни. Только я не думаю, что всех этих людей интересовала политика, они просто пришли развлечься, вот и все», – уверен политолог.
Не все понятно и с участием в мероприятии самих музыкантов. Многие из изначально заявленных рокеров не собирались туда идти, поскольку политика им в принципе неинтересна. Кроме того, выяснилось, сам вопрос о строительстве трассы через Химкинский лес не так уж однозначен, как уверяют «экологи» из «Солидарности». По крайней мере главные активисты борьбы за Химкинский лес, как, например, Евгения Чирикова, при всем желании не могут быть записаны в бескорыстные экологи: предлагаемый Чириковой проект туннеля под лесом оказался совершенно в рамках коммерческой деятельности двух зарегистрированных на ее имя компаний.
«На мой взгляд, нужно разводить митинги, которые носят отчетливо политический характер, и культурные мероприятия вроде концертов. Смешивать их – неправильно. Никто не мешает тому же Шевчуку давать оценки происходящему в России на своих концертах, что он и делает», – говорит директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев. А ведь после этой акции именно вопрос о том, «ты за Юру или против?», стал ключевым для отдельных представителей «демократической общественности» и ряда изданий. Причем они явно решили, что если песни, как у костра в тайге, то и дискурс должен быть соответствующим. Очень яркий пример в этом смысле – пассаж в одном из уважаемых федеральных изданий: «Зря они залупаются на Шевчука, – спокойно и взвешенно говорили между собой парни, приплющенные к ограждениям. – Шевчук в авторитете». Заметим, что расширение общественной поддержки за счет гопоты (а судя по лексике это была именно она) еще никого не сделало счастливым.
Участием в таких акциях, как «пушкинско-химкинская», Шевчук выводит себя из культурного поля, перемещая в поле политическое. А там, напоминают политологи, действуют совсем другие законы. И, будучи безусловным авторитетом в рок-среде, он может сильно, как говорят музыканты, «лажануться» на поприще уличной политики. Ведь к оценке действий и слов музыкантов там применяются те же подходы, что и к оценке поступков бузотеров экс-писателя Эдуарда Лимонова.
Шевчук не первый, кто совершает этот маркетинговый просчет: вместо того чтобы прирастить свою поредевшую аудиторию за счет новых, политических единомышленников, наоборот, ее сужает. Поскольку политика вместо музыки явно отпугивает – время социального рок-н-ролла явно ушло безвозвратно. И яркий пример тому – бесплатный концерт Юрия Шевчука на Пушкинской площади. Хотя сотни пришедших – это большой успех для «Солидарности», но, надо признать, это настоящий провал для еще несколько лет назад собиравшего стадионы музыканта Юрия Шевчука. Можно быть трижды несогласным с оценками посещения митинга от ГУВД Москвы, но абсолютно очевидно, что такое количество зрителей не заполнило бы и одного сектора Лужников.