Арсена Канокова в Кремле рассматривают, как фигуру, способную обеспечить стабильность в Кабардино-Балкарии.
Фото Александра Дерябина
Кремль намерен ускориться с формированием новой политики на Кавказе. Подгоняет ситуацию приближающаяся Олимпиада. Главная цель остается прежней – основательно выбить почву из-под ног ваххабитов. За последние 10 лет это удавалось делать с переменным успехом. Федеральный Центр, по информации «НГ», намерен окончательно добиться объединения силовиков, региональных властей и местных религиозных авторитетов со старейшинами для создания ударной силы.
Президент Дмитрий Медведев вчера продолжил заниматься проблемами Северного Кавказа. «Единая Россия» представила на его рассмотрение список кандидатов на пост главы Кабардино-Балкарии. В него включили президента республики Арсена Канокова. Компанию ему составили технические кандидаты: председатель правительства КБР Александр Меркулов и председатель комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов.
По информации «НГ», накануне в администрации президента обсуждалась возможность записать в кандидаты главного соперника Канокова – представителя «Роснефти» Валерия Карданова. Последний, напомним, составил конкуренцию нынешнему президенту пять лет назад, когда решение о том, кто возглавит республику, принимал тогдашний президент Владимир Путин. Источник, близкий к Кремлю, объяснил, что отсутствие Карданова является попыткой на время законсервировать ситуацию. По его словам, «одна из главных бед на Кавказе вообще и в КБР в частности – межнациональные трения, которые используются экстремистскими силами для раскачивания общественно-политической ситуации». Карданов считает, что необходимо учитывать интересы различных национальных и конфессиональных групп, только так можно достигнуть справедливости и стабильности в регионе, объясняет собеседник «НГ». «Нежелание обострять существующее напряжение заставило отложить на время принятие принципиального решения», – отметил он.
Компетентный источник в силовых структурах, хорошо знакомый с ситуацией в регионе, рассказал «НГ», что межэтнические противоречия – это лишь вершина айсберга. Есть и другие не менее болезненные проблемы. Так, по его словам, северокавказские бизнесмены получают от бандитов, иначе называемых ваххабитами, требования платить дань. Именно эти деньги являются основным источником существования бандподполья. Вопрос заключается в том, готова ли республиканская власть поддержать предпринимателей. «Понятно, что обращаться за поддержкой к силовикам коммерсанты все еще опасаются. У руководства любой северокавказской республики должны быть собственные и притом самые разнообразные рычаги влияния», – отмечает собеседник «НГ». Собеседник в Совете старейшин балкарского народа уверен, что в их числе должны быть хорошие отношения с духовными лидерами, уважение среди авторитетов и старейшин. «Это даст возможность поддержать бизнес, настоять на том, что уступать требованиям рэкетиров нельзя, гарантировать защиту, в том числе не только формальную, силовую», – говорит он. Кстати сказать, эта организация довольно активно позиционирует себя в политическом пространстве республики, выступая с настойчивыми требованиями соблюсти баланс интересов, избежать явных преференций в пользу одной нации.
Другой источник, близкий к администрации президента, замечает, что на Северном Кавказе авторитет трудно заполучить в процессе работы, надо искать тех кандидатов на посты региональных глав, у кого он имеется изначально. Этим, по сути дела, Медведев занимается с начала своего президентства. В свое время он пошел на риск, назначив Юнус-Бека Евкурова главой Ингушетии. При всех положительных качествах нового главы республики – бесстрашии, честности, высокой работоспособности – ему довольно сложно дается управление на неформальном уровне. Многие считают самым удачным решением такого рода назначение главой Чечни Рамзана Кадырова. Он пользуется непререкаемым авторитетом в самой республике и при этом демонстративно лоялен к федеральному Центру.
Ориентиром новой политики Кремля в отношении Кавказа, по словам собеседника «НГ», является необходимость «соединить в один эффективный кулак и силовиков, и власть в регионе, и местных религиозных авторитетов со старейшинами». Источник, близкий к руководству Республики Игушетия, рассказал, что религиозные лидеры и старейшины являются чуть ли не ключевым звеном в этой цепи: «Среди северокавказской молодежи есть достаточное число тех, кто сочувствует ваххабитам. Мифы экстремистов могли бы развенчать мусульманские лидеры, способные представить цивилизованную религиозную альтернативу. Руководство региона должно гарантировать им поддержку, а также активно взаимодействовать с ними. Объединение усилий могло бы сдвинуть процесс с мертвой точки».
Руководитель Института современного развития Игорь Юргенс замечает: «У нас на носу Олимпиада, и могут быть выпады как со стороны Северного Кавказа, так и со стороны Грузии. Возможен рост ваххабизма и радикального ислама не только в России, но и в сопредельных странах на Ближнем Востоке, что дает неправильные сигналы нашим радикалам». По словам собеседника «НГ», справиться с этим невозможно социальными и экономическими мерами. Надо укреплять силовую составляющую, а в совокупности и политико-политологическое пространство.