0
1344
Газета Политика Интернет-версия

26.07.2010 00:00:00

Женщина раздора

Юлия Виноградова

Об авторе: Юлия Владимировна Виноградова - обозреватель "НГ".

Тэги: вексельберг, суд, аукцион, кристис


вексельберг, суд, аукцион, кристис «Одалиска», 1919. Борис Кустодиев?
Фото с сайта www.christies.com

Как известно, российский бизнесмен Виктор Вексельберг подал иск в Верховный суд Великобритании на крупнейший в мире аукционный дом Christie’s. Вексельберг требует вернуть деньги и компенсировать убытки за купленную им за 1,68 млн. фунтов (около 2,9 млн. долл.) на торгах 30 ноября 2005 года в Лондоне работу «Одалиска» 1919 года, приписываемую Борису Кустодиеву, которую ряд российских экспертов признали подделкой. Иск был подан через созданный Вексельбергом фонд «Аврора» (Aurora Fine Art Investment Fund). Такая информация просочилась на страницы британской газеты Daily Telegraph. Разумеется, это не первый случай, когда покупатель требует от аукционного дома расторгнуть сделку, но публичные дела такого рода – большая редкость. Кроме того, само сочетание «Christie’s – Вексельберг – 3 млн. долл.» мгновенно вызвало резонанс в арт-сообществе и СМИ.

Фонд обратился в Christie’s еще в 2006 году на основании экспертиз ведущих российских экспертных учреждений – Третьяковской галереи, Русского музея и Центра имени Грабаря. Специалисты признали полотно подделкой, а точнее, «компиляцией неизвестного художника с использованием изобразительных фрагментов подлинных произведений Кустодиева». Аукционный дом заявил о необходимости провести собственную экспертизу. Но, как сообщили «НГ» в пресс-службе Christie’s, полотно было возвращено аукционному дому только в ноябре 2009 года. «Анализ картины, предпринятый с того момента, подтвердил верность нашей первоначальной атрибуции, – говорится в официальном заявлении дома. – Так как исследование еще не завершено, мы считаем открытие судебного процесса по данному вопросу преждевременным». Тем не менее по условиям торгов, прописанным в каждом каталоге Christie’s и принимаемым всеми участниками сделок, аукционный дом гарантирует подлинность пущенных с молотка произведений только в течение пяти лет со дня продажи. В случае с «Одалиской» этот срок истекает в ноябре 2010 года, так что подача иска выглядит логичной. Со своей стороны, аукционный дом утверждает: «Так как фонд «Аврора» решил передать дело в суд, не дожидаясь завершения повторной экспертизы с нашей стороны, у нас нет другого выбора, кроме как отстаивать свою позицию».

Ситуация непростая и вызывает вопросы. Подобные конфликты редко становятся достоянием общественности – аукционные дома предпочитают не доводить дело до суда. Кому и зачем понадобились огласка и шумиха? Для столь уважаемого дома, как Christie’s, и известного бизнесмена, как Вексельберг, речь, разумеется, идет не только (и даже не столько) о финансовой стороне вопроса, сколько о репутационной. Но вне зависимости от решения суда пострадают все участники. Если дело выиграет Вексельберг, это будет означать публичное признание некомпетентности и крупнейшего аукционного дома, и фонда самого Вексельберга, не сумевшего распознать подделку. Ведь, как известно, ни один аукционный дом не способен выставить 100% подлинных вещей, и покупатель, делая выбор, во многом берет эту ответственность и риски на себя. Неприятность для Christie’s заключается также в том, что «Одалиску» как подлинную работу Кустодиева дом уже продавал на своих торгах.

Если же дело выиграет Christie’s, то в любом случае его экспертиза уже будет публично поставлена под сомнение, а по российскому экспертному институту будет нанесен сокрушительный и, возможно, непоправимый удар. Англо-саксонское право является прецедентным, итог суда и будет являть собой основу для рассмотрения последующих возможных дел такого рода. Неизвестно, примет ли вообще британский суд к рассмотрению российские экспертизы, но если выиграет Christie's, то они не только не будут котироваться среди покупателей, но и их несущественность будет признана по суду. Единственным условно положительным моментом в этом случае может быть то, что, несмотря на разницу в системах правосудия, дело может стать примером и для развития российского законодательства в области искусства, о необходимости которого давно говорят все участники российского арт-рынка.

Christie’s не собирается сдаваться и признавать ошибку, если таковая вообще имеется, о чем до решения суда говорить невозможно. Это логичная позиция защиты и опять-таки репутационный ход. Дело может растянуться на годы, случай подзабудется и основная масса покупателей дома по-прежнему будет доверять ему. На сегодняшний момент любопытно, кого аукционный дом может пригласить в качестве экспертов. Большинство экспертов, способных провести исследование Кустодиева, находятся в России. Там же хранятся и эталонные произведения художника, с которыми можно сравнить работу. С другой стороны, сам институт экспертизы в России за последние годы пережил такой глубокий кризис, что безусловного доверия больше не вызывает.

Ожидая развитие этого дела, можно утверждать лишь одно, что, казалось бы, беспрецедентный случай свидетельствует о типичной ситуации с экспертизой русского искусства. Теперь в это болото вовлечены и крупнейшие игроки арт-бизнеса, что ясно свидетельствует о продолжающемся кризисе.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1204
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
846
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
407
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
572

Другие новости