Григорий Рапота держит ситуацию под контролем.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Как стало известно «НГ», к ожидаемым в ближайшее время изменениям в руководстве Республики Башкирия подготовка велась весьма основательно. В распоряжении газеты имеется любопытный документ – аналитическая записка о социально-политической ситуации в этом субъекте РФ. Она представляет собой фактически краткую летопись почти 20-летнего правления Муртазы Рахимова. Но заканчивается чисто политическим выводом – его надо досрочно менять, причем преемником должен стать русский по происхождению кандидат. По данным «НГ», записка предназначается полномочному представителю президента России в Приволжском федеральном округе Григорию Рапоте.
В Башкирии на днях было официально объявлено, что президент Муртаза Рахимов не намерен добиваться своего назначения на пятый срок. А потому он уже начал консультации о возможных кандидатах на должность руководителя субъекта РФ. Впрочем, по данным «НГ», такие консультации, судя по всему, идут уже давно и начаты они совсем не Рахимовым. Косвенным тому доказательством является аналитическая записка о социально-политической ситуации в Республике Башкортостан, окончательный вариант которой был подготовлен в начале июля. В распоряжении «НГ» имеется ее полный текст. Формальный его автор – экс-глава Конституционного суда Башкирии с 2000 по 2009 год Ильдус Адигамов. Который в телефонной беседе с корреспондентом «НГ» сначала долго выяснял, как документ попал в редакцию, а затем попросил время для дополнительной консультации по этому. После чего отказался от причастности к тексту. Записка предназначена полпреду президента в ПФО Григорию Рапоте.
Центральная ее мысль, проходящая через все 20 с лишним страниц, – Рахимов с самого начала сделал ставку на национализм и создание такой системы власти, главные посты в которой могут занимать только этнические башкиры. Хотя их как раз в республике меньшинство – лишь около 20% населения. В аналитической записке прослеживается путь Рахимова к власти с начала 90-х годов, когда на первом этапе он стремился избавиться от опеки федерального Центра и конкурентов внутри республики. Подробно описываются все президентские предвыборные кампании Рахимова, вокруг каждой из них обязательно разгорался скандал. Например, указывается в документе, выборы в 1993 году, проведенные совсем недемократически, не были дезавуированы лишь потому, что в Москве в это время шла своя междоусобная война. А выборы 1998 года, результаты которых уже практически были отменены по приказу из федерального Центра, спас дефолт. Впрочем, как ни парадоксально, но именно очередное переизбрание Рахимова – в 2003 году – и стало концом его политической самостоятельности. Потому что выиграть выборы ему позволила именно Москва.
Значительная часть документа посвящена взаимоотношениям и политической борьбе отца и сына Рахимовых. Муртаза Рахимов сначала активно продвигал Урала Рахимова на самый верх республиканской власти, а потом так же активно его оттуда свергал – когда понял, что сын намерен руководить сам, не слушая старших. Тем не менее, уверяет автор аналитической записки, даже из заграницы Урал продолжает серьезно влиять на кадровую политику президента. Хотя именно из-за истории с приватизацией башкирского ТЭКа компаниями Урала, отмечается в документе, старший Рахимов очень сильно потерял в популярности прежде всего у русскоязычной части населения республики. Одним из ближайших сподвижников младшего Рахимова в тексте называется нынешний премьер республиканского правительства Раиль Сарбаев. И тут, судя по всему, и проявляется политический смысл данного доклада. Например, источники «НГ» в республике указывают, что Сарбаев серьезно рассчитывает стать преемником. В аналитической записке об этом говорится напрямую.
Но наиболее интересен ее итоговый вывод. «Наиболее оптимальным вариантом может стать назначение (избрание) президентом Башкирии русского по национальности. Такая кандидатура будет благожелательно встречена всеми национальными группами, уже уставшими от постоянного разыгрывания национальной карты». И проблем здесь не будет, указано в документе, потому что авторитет президента России, «полный контроль за ситуацией правоохранительных органов» дают возможность «безболезненной смены власти в республике на любую приемлемую для федеральной власти фигуру».