Михаил Барщевский против политизации клинических случаев.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вчера появилось сообщение о разоблачении в Оренбургской области некоего благотворительного фонда, на «мероприятиях» которого, по данным следствия, царил самый настоящий разврат. Главу фонда обвиняют не только в педофилии, но и в проступках политического свойства, в частности, в пропаганде идей отказа от институтов государства. Эксперты разглядели в этом аспекте уголовного дела неприятную тенденцию.
Как выяснилось, возглавлял секту бывший врач самой известной в области психиатрической клиники. Он бросил работу в 1993 году, создав Городской фонд самоусовершенствования. Глава информационной службы местного отделения СКП Алмаз Салихов рассказал «НГ», что «мастер» трудился над своей духовной паствой в течение 17 лет. В 2009 году правоохранительные органы вышли на след пастыря. За год собрали достаточно материалов, чтобы накрыть с поличным группу голых «самоусовершенствовавшихся» граждан, расположившихся с удобствами на пленэре в самом экзотическом месте области – по соседству с уникальным соленым озером и тюрьмой «Черный Дельфин», куда вчера этапировали отбывать пожизненное заключение экс-майора Евсюкова.
Операция по задержанию участников мероприятия, обозначенного как «выездная сессия фонда в Соль-Илецке», проведена была силами местного Управления ФСБ и Центра по противодействию экстремизму УВД области. Каким образом этот успех был достигнут, Салихов не рассказал, сдержанно заметив: «Все было сделано оперативным путем. У них была хорошая конспирация. Они собирались большей частью в доме своего лидера, и никакая информация не выходила наружу».
Гуру-психиатр тешил не только свое самолюбие. Отдельные этапы познания мира под его руководством имели неслабый прейскурант. Начало обучения стоило 10 тыс. руб., все последующие ступени – уже дороже. Посещали мероприятия, где, по данным следствия, устраивались оргии, солидные люди – в том числе и преподаватели местных вузов.
Корреспондент «НГ» поинтересовался: что имеет в виду следствие под «пропагандой идей отказа от институтов государства и участия в жизни гражданского общества»? «В этой организации все утверждали – только их школа и есть единая семья. Членов фонда заставляли отказываться от родственников. Образовывался замкнутый круг – их собственная семья, они там и должны находиться. Некоторые уходили туда семьями», – пояснил Салихов. Есть и еще одна антиобщественная деталь, заметил собеседник «НГ»: «Они называли друг друга придуманными именами. Не делали разницы в социальном положении людей. Жили под «никами».
Оренбургский случай, сказал «НГ» представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский, – «это образец того, что в идеологическом вакууме очень легко развиваются любого рода секты. Даже те, в основе которых лежит такое гнуснейшее явление, как педофилия. И правоохранительным органам искать здесь надо не политику, а психиатрию».
Лев Гудков, глава Аналитического центра Юрия Левады, увидел в ситуации «усиление репрессивного характера деятельности наших органов»: «Представление о государстве как о семье – очень советское по своей сути. Это очень опасная вещь. И антимодернизационная по духу. Следственный комитет принимает на себя функцию квалификации культурной нормы, примеряет на себя роль некоего нравственного авторитета. В Оренбурге, судя по сообщениям, разоблачены настоящие педофилы. Однако в этой ситуации явно отрабатываются политические посылы власти – кто не с нами, тот против нас. И уже много накопилось сюжетов, где используются те же доводы: здесь и суд над Юрием Самодуровым, и новый закон о расширениях полномочий ФСБ. Там точно такая же практика – ведомство присваивает себе целый ряд функций, которые ему не принадлежат».