Владимир Лукин уверен, что надо разрешить марши несогласных на Триумфальной площади.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
В ближайшее время в Мосгорсуде будет рассматриваться кассационная жалоба на отказ в проведении акции несогласных 31 мая. Как удалось выяснить «НГ», уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин упомянул об этом в своем письме президенту Дмитрию Медведеву. Он также сообщил главе государства, что с несогласными бесполезно говорить – штурмовать Триумфальную площадь они готовы даже силой. Правозащитник предлагает позволить им выпустить пар и тем самым лишить их героико-драматического ореола. Для этого, на его взгляд, следует порекомендовать Мосгорсуду обязать московские власти рассматривать их заявки на проведение акций.
Омбудсмен лично присутствовал на марше несогласных на Триумфальной площади 31 мая и был удивлен тем, что на площади проходит акция лояльных властям молодежных движений в поддержку донорства крови, а митинг оппозиции разгоняется: «Мне пока непонятно, почему один митинг санкционирован. У нас нет такого института, как санкция. У нас есть только уведомление. А второй митинг запрещен, хотя он не может быть запрещен». Лукин заявил тогда, что митинг нельзя запретить, сославшись на отсутствие санкции городских властей: «Из-за таких позорных ситуаций мы выглядим не должным образом перед самими собой и перед всем миром. Закон в России важнее, чем мнение начальства, но, к сожалению, он снова не был реализован».
Уполномоченный по правам человека в России обещал предпринять действенные шаги, чтобы избежать возникновения подобной ситуации в будущем. Ближайшая акция несогласных в рамках «проекта 31», пройдет через месяц – 31 июля. Лукин написал письмо президенту, где изложил свое видение решения проблемы. Корреспонденту «НГ» удалось узнать подробности содержания этого послания.
Источник «НГ» в аппарате уполномоченного по правам человека рассказал, что в своем письме Лукин доложил об оперативной работе, которую провел с несогласными после митинга. Он известил главу государства о том, что лидеры «Солидарности» Константин Косякин и Эдуард Лимонов «не заинтересованы в каком-либо компромиссе по вопросу о месте проведения митингов в рамках проекта «Стратегия 31». «Единственная их цель – настоять, если необходимо, силовым образом, на проведении массовых акций именно на Триумфальной площади. И ни в каком ином месте», – предупреждает Лукин. По его словам, оппозиционеры хотят обеспечить себе монопольное право на это. «В действующее законодательство подобное их стремление, разумеется, не вписывается», – уверен омбудсмен. Впрочем, не все лидеры «Солидарности» упорствуют в ереси, указывает Лукин. У председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой «более гибкая позиция», считает он: «Она в принципе не против того, чтобы в той или иной форме ротировать акции 31-го числа между Триумфальной и Пушкинской площадями. При том понимании, что следующий митинг 31 июля сего года пройдет на Триумфальной площади».
Дальше омбудсмен излагает свои инициативы. Он напоминает, что в Мосгорсуде в ближайшее время состоится рассмотрение кассационной жалобы несогласных на запрет в проведении митинга 31 декабря 2009 года и 31 января 2010 года. Лукин рекомендует дать сигнал судьям, чтобы те признали незаконным отказ столичного правительства на проведение акций несогласных 31 декабря 2009 года и 31 января 2010-го. По его словам, было бы хорошо, если бы суд «обязал московские власти рассматривать все заявки на проведение митингов в обязательном порядке». Лукин уверяет президента, что готов войти в судебное разбирательство «в качестве третьей стороны». Чтобы, как он выражается, «повысить авторитет решения суда». Иначе говоря, выступить в роли специального агента, который взял бы на себя миссию зарыть топор войны между властью и оппозицией. Омбудсмен предлагает президенту фактически надавить на суд, воспользовавшись «телефонным правом». Сам Дмитрий Медведев, правда, вполне определенно высказался недавно относительно независимости судебной власти на встрече с американской общественностью в Стэнфорде.
Одновременно уполномоченный предлагает не препятствовать несогласным в проведении их акций. «Существуют серьезные основания рассчитывать на то, что такое решение вопроса довольно быстро приведет к ослаблению общественного интереса к данной акции, – полагает Лукин, – ибо лишит ее участников героико-драматического ореола и соответствующего внимания нашей и зарубежной прессы». Он замечает, что опыт проведения подобных акций в других российских городах показывает, что на них приходит немного людей, а сами акции, как правило, забываются через два-три дня. Профессор кафедры политологии МГУ им. М.В.Ломоносова Ростислав Туровский отмечает, что Лукин пытается взять на себя роль посредника. С одной стороны, неплохо, что «омбудсмен призывает позволить несогласным выпустить пар». Однако эксперт критически рассматривает попытку Лукина предложить президенту фактически воспользоваться «телефонным правом» и намекнуть суду на то, какое решение надо принять. Туровский отмечает, что «в официальной переписке излагать такие предложения некорректно». На взгляд эксперта, «президент Медведев не должен публично реагировать на послание Лукина и уж тем более предпринимать какие-то ответные действия».