Сейчас богослужения в кремлевских соборах совершаются на основе договоров с музеями.
Фото РИА Новости
После обсуждений и редактирования в профильные комитеты Государственной Думы попал проект федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Скорее всего на пути к пленарному рассмотрению и голосованию проект закона о передаче имущества религиозным организациям ожидает некоторая задержка в комитете Госдумы по культуре.
Предполагается, что комитет будет настаивать на собственной экспертизе этого документа на предмет его соответствия правовым нормам в области охраны памятников культуры. По расчетам председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, первые чтения состоятся осенью.
В редакцию, переданную правительством РФ парламентариям, внесены изменения. Так, сказано, что действие закона не распространяется на музейные предметы и коллекции, а также на документы из госархива и библиотечные фонды.
Зато открытым остается вопрос о памятниках, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и особо ценных объектах, к которым в числе прочих относятся Покровский собор на Красной площади и соборы Московского Кремля. Сейчас их использование в богослужебных целях возможно только по договору с музеями Кремля. Как ожидается, этот вопрос будет обсуждаться в комитете по культуре, где постараются вывести памятники всемирного значения из-под действия законопроекта. В противном случае территорию Кремля государственная власть будет делить с Церковью. Некоторой зацепкой, не позволяющей передать особо ценные памятники Москвы в собственность РПЦ, может быть пункт 2 в статье 4 о случаях, когда имущество не подлежит отчуждению в соответствии с законодательством. Однако оно может быть передано в безвозмездное пользование религиозной организации. Как сообщил «НГ» протоиерей Всеволод Чаплин, Церковь будет отстаивать возможность использовать эти помещения на более веской основе, чем «добрые отношения с руководством музеев».
Законодателям также предстоит более четко прописать ответственность религиозных организаций за сохранение ими переданных памятников или музейного имущества, находящегося в храмах, полученных Церковью в собственность. Часты случаи, когда здание принадлежит РПЦ, а в нем содержится иконостас, находящийся на музейном хранении. В некоторых случаях совершение богослужений и иных обрядов наносит музейному имуществу ущерб, а приход не в состоянии обеспечить должные условия хранения памятника. Протоиерей Чаплин признает, что «иногда были неправильные действия руководителей некоторых общин» в этом отношении, но обещает, что в дальнейшем «дисциплины будет больше».
В свою очередь, Церковь не устраивает предусмотренная законопроектом норма, когда домовые храмы при нецерковных помещениях не могут быть переданы религиозным организациям. «Такие здания приватизируются, и наличие храма не учитывается», – сказал протоиерей Чаплин.
В данной редакции появились и другие спорные новации. Имущество может быть передано в безвозмездное пользование религиозной организации, даже если ранее права на него принадлежали другой религиозной общине. Этот пункт несет в себе возможность возникновения конфликтов различных пользователей имущества. Так, не исключено обострение спора вокруг Соборной мечети в Москве между структурами, подконтрольными муфтиям Равилю Гайнутдину и Талгату Таджуддину, или вокруг храмов между РПЦ и альтернативными православными объединениями.
Чревата судебными разбирательствами и правовая норма о передаче религиозным организациям помещений, ныне находящихся в жилищном фонде.
В нынешней редакции законопроекта предусмотрены более длительные сроки окончания процесса передачи имущества, чем в предыдущих вариантах. Теперь эти объекты должны быть переданы не позже, чем по истечении шести лет со дня подачи должным образом поданных заявок со стороны религиозных организаций.