Полноценная реализация харьковского прорыва в российско-украинских отношениях предполагает не просто партнерские отношения между Украиной и Россией на долгие годы. Эти соглашения требуют фиксации власти Виктора Януковича на долгий период. Конечно, украинская властная конструкция не может быть полностью перестроена на российский лад: Украина сформировала собственный политический менталитет с отличными от московских взглядами на систему власти. Но, следуя вехами так называемого московского вектора, у Януковича появляется шанс зацементировать свое правление. Дилемма сохранения власти, которая неотвратимо возникнет перед ним, продиктует – либо следовать чертам российского опыта правления и сохранить все достигнутые высшей элитой преимущества, как это сделал Путин, либо потерять все – и выбранный курс, и позиции элиты. То есть спокойно уйти после окончания срока президентства без всяких надуманных «антикризисных» пролонгаций. Иными словами, перед Януковичем и Кремлем уже сегодня стоит вопрос – как долго они будут способны поддерживать и даже усложнять проекты симбиотического сближения двух государств. Если нынешний Киев выберет упрочение властной вертикали, это, конечно, станет отклонением от сценария европеизации: ведь история Украины – это история демократического эксперимента и ротации власти. Но для сохранения российских проектов Киеву необходима своя украинская версия «суверенной демократии».
Трудно представить, что Янукович сможет увековечить свою персональную власть в азиатском или даже белорусском смысле, то есть на десятилетия. Речь скорее может идти о сохранении позиций поддерживающей его бизнес-элиты и бюрократии. Но тут возникает фактор лидерства: какими бы малыми способностями к управлению фигура лидера ни обладала (заметим, Янукович является опытным борцом в кулуарных и аппаратных схватках), она, будучи в центре маховика укрепления власти, со временем становится неотъемлемым символом этой модели правления, символом и фактором, от которого трудно отказаться. Вспомним дилемму Путина – как его умоляли остаться на третий срок. Плюс второй момент. Власть Януковича от всяких неприятностей станут страховать и в Москве. Ведь Янукович уже стал гарантом харьковских соглашений. Слова «стабильность» и «Янукович» будут синонимами, а взятые вместе – признаком успеха кремлевской политики в Украине.
Критика жизнеспособности такого сценария для Украины основана на известном примате групповых и клановых конфликтов в политическом поле Украины. Но можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Янукович ведь не просто станет опираться на разные группы типа «донецких», «луганских» и прочих. Политический смысл всех его кадровых назначений – от кабинета министров и администрации до руководителей областной власти – заключается в создании новой украинской бюрократии поверх идейных, региональных и иных отличий, но единой в том, что она тоже не собирается уходить. Ведь как соблазнительно остаться на своем посту, остаться в обойме не на четыре–восемь лет, а надолго. И они готовы.
Многие фигуры в многочисленной и разношерстной украинской оппозиции это прекрасно понимают и присоединяются. Они тоже хотят оставаться при власти. Парадокс в том, что в идеологически разнообразной Украине происходит именно бюрократическая консолидация. Янукович прагматик, а не идеолог. Вероятно, поэтому он пока не стремится стать президентом всея Украины. Хотя это, кажется, наиболее логичный способ сделать оппозицию своим союзником. Не будем забывать опыт Ющенко, совершившего побег из «советской» Украины к абстрактно-европейской только с галицийской частью страны. Результат известен. Он может стать таким же и для Януковича в его движении в сторону России. Серьезные аналитики в Киеве думают об этой проблеме. Но их элита, как и в Москве, живет одним днем, забывая, что восемь лет его правления (именно такой срок публично определил себе Янукович) пролетят скоро. Да, в текущей ситуации они правы – идейная оппозиция дезориентирована и ослаблена. Там пока не появилось общенациональной фигуры. Отсутствует мощный моральный авторитет. И это еще один вклад в «долгую стабильность» Януковича. Изменения украинского поля уже начались. В повестке этого года просматриваются изменения в Конституции страны. Пока они будут касаться избирательного закона: принято решение создать мажоритарную систему выборов в парламент. Очередные выборы планируются на октябрь. Новый закон наверняка усложнит вхождение в парламент реально оппозиционных партий.
Таким образом, вектор сближения Украины и России, спроецированный на логику укрепления власти Януковича, наверняка подведет украинскую элиту к принятию чего-то существенного из русской модели власти. На фасаде, для Запада, оставят все черты демократии, но внутри этой конструкции появится множество способов избегать демократических норм. Весьма вероятно, что Януковичу это удастся.