Главный по инструменту не может быть главным по стране.
Фото Максима Ванеева (Киров)
Он – в представительном костюме с красным галстуком, на голове – строительная каска. Открытое лицо, знакомая миллионам людей улыбка, а в руках – бензопила. Он, человек, очень похожий на президента России, – Главный по инструменту. Именно так, смело и не спросив на то разрешения у главного действующего лица в данной ситуации, кировский торговый дом «Стройбат» решил улучшить показатели по продажам своей продукции.
Видеомеадиаролики с изображением и голосом человека, крайне напоминающего Дмитрия Анатольевича Медведева, аналогичные баннеры заполонили теле- и радиоэфиры и улицы Кирова. Противоправным использованием имиджа главы государства уже заинтересовались в управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области.
Финансовый директор «Стройбата» Алексей Филатов на разговор с корреспондентом «НГ» шел крайне неохотно. Хотя и подтвердил, что действительно в городе начиная с 24 мая размещены шесть баннеров, рекламирующие товарную продукцию торгового дома. Правда, в телефонной беседе он не признал сходства героя рекламных плакатов с человеком, на кого изо всех сил он как раз и стремился походить. Г-н Филатов даже попытался сделать вид, что не в курсе того, что аналогичная реклама, и весьма массированного свойства, одновременно присутствует и на местных радио- и телеканалах. «Я сам не слышал подобной рекламы по радио, – признался он, – поэтому не могу утверждать, похож голос человека, озвучивающего ролик, на голос Медведева или нет».
Уклончивость представителя торгового дома понять можно – в настоящее время управлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Кировской области возбуждено дело по недостоверности представленной рекламы. Как пояснила «НГ» начальник отдела финансовых рынков и рекламы Кировского управления ФАС Альбина Совинова, в основе дела «не соответствующие действительности сведения о рекомендации физических или юридических лиц. В данном случае это использование образа человека, похожего на Медведева». Однако «никаких мер, направленных на то, чтобы подобная продукция была незамедлительно запрещена, в законе не предусмотрено, – объяснила сотрудница антимонопольной службы. – Хотя соответствующее предписание о том, что в отношении этой рекламы возбуждено дело, мы в адрес юрлица направили». Совинова была вынуждена признать: за все годы ее работы в ФАС такой конфуз с использованием образа первого лица государства в весьма специфических коммерческих целях случился впервые.
В торговом строительном доме тем не менее с оптимизмом смотрят в будущее. «Если нам не помешает ФАС, – признался Филатов, – то мы рассчитываем, что наша рекламная кампания продлится по август включительно». Как стало известно «НГ», в ближайшие дни в ряде городских СМИ в рамках рекламной акции «Стройбата» появятся и интервью с человеком, умело копирующим Дмитрия Медведева. Это актер одного из местных культурных учреждений Михаил Фокин. Как свидетельствуют очевидцы, в начале года «Стройбатом» был даже объявлен кастинг на исполнение этой роли. И хотя, как утверждается, в реальной жизни Фокин мало походит на своего знаменитого двойника, были приложены все усилия для того, чтобы портретное сходство было однозначным (см. фото).
В распоряжении редакции оказалась и звуковая запись рекламного ролика. В нем также рекламируется продукция вышеупомянутого строительного магазина голосом, не только интонационно, но и лингвистически напоминающим голос президента. Более того, в редакцию поступил ряд писем от простых кировчан, возмущенных создавшейся ситуацией. «Плакатов по городу очень много, почти на всех заправках «ЛУКОЙЛа», на многих улицах, в том числе около самого магазина, – написал в «НГ» Николай М. – По большому счету просто обидно за нашу страну, получается, что можно использовать лицо, голос, образ первого лица государства в своих коммерческих целях, а ведь это удар не только по имиджу президента, но и удар по имиджу всей России. И, по сути, никакого наказания за это нет».
Увы, законодательство и в самом деле предусматривает весьма незначительные административные штрафы за такие противоправные проступки. К тому же, как объяснили в облуправлении ФАС, рекламодатели идут на заведомую хитрость: «Ответственность юрлица в подобных случаях – от 100 тысяч рублей, а индивидуальный предприниматель штрафуется лишь на сумму от 4 до 20 тысяч рублей». Поэтому, по словам Совиновой, договоры о рекламе заключаются не юридическим лицом, в данном случае ОАО «Стройбат», а через некоего индивидуального предпринимателя, чье имя до окончания разбирательства мы раскрывать не вправе.
Пока суд да дело, реклама с использованием образа человека, похожего на президента России, на улицах и в СМИ города Кирова, похоже, достигает своей цели – люди специально стали заезжать в магазин, чтобы найти десять отличий двойника Медведева от его оригинала.