Визит 17–18 мая в Украину Дмитрия Медведева стал логическим продолжением апрельской встречи двух президентов в Харькове и подвел черту под циклом двусторонних встреч и переговоров, которыми страны пытаются восстановить существовавший некогда прежний уровень экономического и политического сотрудничества.
В ходе визита президента России были подписаны соглашения о демаркации российско-украинской границы, о сотрудничестве в сфере использования и развития навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, о межбанковском сотрудничестве между Укрэксимбанком и Банком ВТБ, о первоочередных мерах по развитию научно-образовательного сотрудничества на 2010–2012 годы, а также программа сотрудничества между Министерством культуры и туризма Украины и Министерством культуры РФ на 2010–2014 годы. Каждый из документов лишь наметил направления деятельности, поскольку для их воплощения в жизнь необходимо провести огромную работу.
Успешный старт двух стран в виде ратификации соглашения о продлении базирования Черноморского флота Россией до 2042 года в Севастополе и получение Украиной эксклюзивной ценовой скидки на газ, а также Киевские документы вызвали большое количество комментариев и прогнозов о чуть ли не скором объединении двух стран.
Между тем проявленная Украиной готовность к тесному экономическому взаимодействию в отдельных отраслях экономики еще не означает, что Киев и дальше будет быстро отзываться на предложения России. По крайней мере Виктор Янукович уже не раз отвергал идею интеграции в рамках Единого экономического пространства. Не стоит сбрасывать со счетов заявления представителей украинского правительства и администрации, которые пытаются донести мысль о том, что приоритетом Украины все-таки остается европейское направление.
Нынешняя уступчивость украинской власти продиктована экономической стороной вопроса. Еще до прихода к власти в Партии регионов были заняты поиском ресурсов, которые могли бы позволить стабилизировать ситуацию. После победы на президентских выборах Виктор Янукович и правительство были поставлены перед фактом пустой казны. Единственным выходом для Украины было добиться от России снижения цены на газ. Даже путем внешнеполитических уступок. В противном случае украинские металлурги и химики оказывались в крайне тяжелой ситуации, а правительство стояло перед неизбежным фактом повышения цен на услуги ЖКХ, сокращением социальных расходов со всеми вытекающими социально-политическими последствиями. А при отсутствии бюджета, в котором не было цены на газ, невозможно было начать переговоры с МВФ. Так что украинские власти были практически лишены маневра. Или должны были пойти на непопулярные меры и электоральные потери.
В ближайшее время экономическая ситуация будет удерживать Киев от внешнеполитических метаний. Слишком велика в денежном выражении цена вопроса для спонсоров Партии регионов. Да и быстрое движение в сторону России очень положительно воспринято населением восточных регионов Украины, что позволило Партии регионов консолидировать свой электорат. Если правительству в ближайшие год-полтора удастся удержать ситуацию в экономике и не допустить как минимум ее ухудшения, то Партия регионов будет иметь высокие шансы получить неплохие результаты на выборах в местные органы власти в 2011 году и на парламентских выборах 2012 года.
Наибольший интерес представляет вопрос, как будут развиваться российско-украинские отношения дальше. Одно дело политические заявления, и совсем другое – реальное выполнение соглашений.
Как ни цинично звучит, но пока в Украине сохраняется сложная ситуация и востребованы ресурсы «старшего брата», украинские власти будут делать все, чтобы в Москве были уверены, что отказ от «наследия» Виктора Ющенко – это всерьез и надолго. Этот фактор будет влиять на характер двустороннего сотрудничества, уровень которого для Виктора Януковича и правительства будет определяться социальной и макроэкономической стабильностью. Ради этого Киев будет делать уступки России и одновременно обещать МВФ проводить реформы. Тем более что у Фонда украинская сторона просит 19 млрд. долл. на решение текущих проблем.
Итоги визита российского президента в Киев и Харьковские соглашения показывают, что российская внешняя политика становится прагматичной и жесткой. Финансовые и природные ресурсы конвертируются во внешнеполитические решения, которые призваны укрепить позиции России на постсоветском пространстве, а заодно и приносить выгоды российскому бизнесу.