Население пока доверяет Виктору Януковичу.
Фото Reuters
В Украине снова наступила другая эпоха. Буквально за несколько дней Виктор Янукович решил набор кадровых вопросов, неподъемных на протяжении нескольких лет. 11 марта, через девять дней после роспуска прежней коалиции, спикер Литвин заявил о создании новой – «Стабильность и реформы». На следующий день эта коалиция утвердила правительство во главе с Азаровым. В конце нынешней недели Янукович представил в Крыму новую власть автономии. Кроме того, в Симферополе он сделал ряд заявлений, которые не могли не понравиться пророссийски настроенному населению полуострова. Новый президент Украины пообещал провести 9 мая совместный с Россией парад в Севастополе, инициировал строительство моста между Россией и Украиной через Керченский пролив.
Януковичем собрана сильная команда, способная провести непопулярные и суровые меры, необходимые украинской экономике. Ее возглавляет опытный премьер без политических амбиций. Таким образом, вопрос о власти решен полностью. Сложилось даже впечатление, что расклад с администрацией во главе с Сергеем Левочкиным и часть кабинета министров уравновешивают влияние на Януковича олигархических групп. Но самый существенный признак – отсутствие сопротивления в оппозиции. Именно поэтому складывается впечатление, что сменилась эпоха. В Украине подобного не видели лет пять. Ладно еще на митинг у памятника Шевченко, где Тимошенко выбрали лидером объединенной оппозиции, пришло от силы 5000 человек – оптимальное, с точки зрения милиции, количество участников для митинга, например, на Тверской в Москве. Оппозиция лишилась рычагов влияния. Новая коалиция из фракций Регионов, Литвина и коммунистов плюс 16 голосов из осколков НУНС и БЮТ, собранных вместе, имеют небольшой перевес в девять человек. Но парламент, видимо, окончательно станет под контроль новой коалиции. Решение суда относительно техники формирования коалиции (не партиями, а отдельными депутатами), вероятно, тоже не заставит себя ждать и не будет сюрпризом для Януковича. Опереться БЮТ и остаткам НУНС практически не на что, разве что дебаты на телевидении. Более того, они деморализованы, а на их разногласиях ловко играют регионалы, предлагая «присоединиться» – выстроиться в новую вертикаль власти.
Что мы видим: у власти в Украине оказалась одна политическая сила, хотя, конечно, там есть разные финансовые интересы. Но главный конкурент – Сергей Тигипко - инкорпорирован и низведен до уровня первого вице-премьера. Возможно, у него в будущем возникнет конфликт с Януковичем, но такой обтекаемости и единства президента и правительства давно не наблюдалось. Судить о новом курсе, тем более о его успехе, рано. Есть развилка возможностей. Первая из них получает самое сильное развитие именно в эти дни – вертикализация украинской властной конструкции. Понятно, что элиты как на западе так и на востоке страны устали от хаоса, но такая тенденция для Украины – необычное явление, таящее свои опасности.
Давайте вспомним, как было у нас. С чего начиналась российская, столь лелеемая «стабильность курса». У каждого наблюдателя есть свои точки отсчета. На мой взгляд, перелом случился после октября 1993-го. Дело даже не в решимости Ельцина «закрыть» парламент танковым обстрелом. Главное – это было молчание Европы. Брюссель и Вашингтон согласились закрыть глаза на эту силовую акцию, оправдывая это опасностью коммунистического реванша. Затем, как следствие, так называемое усиление ельцинского режима, фактический перевод всей российской политики в структуры одной ветви власти, а затем и один президентский департамент – свершилась манипуляция над выборами 1996 года. И с этим наши западные друзья, носители ценностей демократии, согласились. Дальше все стало вопросом техники. И уделом нового российского лидера – довести вертикализацию до логического завершения. Таким образом, Россия быстро прошла путь от уличной демократии до аппаратно-бюрократического абсурда. Так и не сформировав прописанных в Конституции демократических институтов власти, контролирующих деятельность друг друга.
Что происходит сейчас в Украине? На пике шторма острого экономического кризиса Януковичу необходимо построить эффективно работающую исполнительную власть – деятельное правительство и, конечно, президентскую администрацию. Поэтому Януковичу будут разрешать многое, в других масштабах по сравнению с тем, как это позволили Ельцину. Но аргумент такой мобилизации – спасение экономики – может сыграть дурную услугу украинской политике. Всем, конечно, надоело, что нормальная власть отсутствует. Но под сурдинку «борьбы с хаосом» многое могут не заметить и перейти за черту. Если Янукович пойдет такими темпами, то вертикализация власти к лету состоится и на уровне областей. При этом он постарается соблюсти лицо: регионалы сами обратились в Конституционный суд с запросом на легитимность новых правил формирования коалиции.
Стало общим местом прогнозировать каденцию Януковича с возвращением эпохи Кучмы. Но это лишь схема для сравнения. У Януковича свои вопросы и развилки. Трудно представить, что Украину ожидает крах демократии. Конечно, в отличие от российского лидера он не расстреливал парламент, а просто немного откорректировал конституционную норму. Во благо. Но нормализация процесса будет проходить на грани закручивания гаек. В качестве контраргумента приводят такой – слишком много желающих не допустить становление Януковича как сильной и самостоятельной фигуры. Но у процесса консолидации власти своя логика. Создается крутящий момент, очень удобный для получения новых выгод. Янукович может ограничить олигархию. И если это получится, у него появятся соблазны. Как он распорядится золотым билетом и как это отразится на главном украинском достижении – демократии, мы не знаем.